«Книги сейчас доступны любые – и в магазинах, и в интернете, да и, кроме чтения, у детей много интересных занятий. Так что библиотеки в современном мире не очень нужны». Таково обобщенное мнение родителей, отчасти справедливое. Возможностей у детей получить новые знания или впечатления нынче действительно больше по сравнению с детскими годами их родителей, тем более бабушек. Но посещение библиотеки – это ведь не только выбор книг. Это мероприятие, достаточно сложное по своему воздействию на общее состояние, настроение, познавательные функции и даже отдельные качества личности. Так что отказываться от него по причине «книг и так много» не стоит. Посещение библиотеки может быть хорошей привычкой, семейной традицией. Очень полезной – хотя и без немедленного эффекта. Это точно так же, как, например, традиция семейных встреч – обедов, праздников, на которые собирается несколько поколений. В них ведь тоже необходимости сейчас, по сути, нет. Общаться можно по телефону, скайпу неограниченно. Но за большим семейным столом, кроме перемен блюд и разговоров, происходят очень важные вещи. Создается внутреннее чувство общности, собственной принадлежности к семейной группе и повышается самоценность. Делаются своего рода эмоциональные прививки, повышающие сопротивляемость негативным воздействиям окружающего мира. Библиотека – мероприятие такого же рода. Основная функция сейчас не так значительна, но причин, чтобы уделять этому время и внимание, достаточно.
Причина 1: Получить дополнительный заряд эмоций
«Мы были недавно в библиотеке – в садике приглашения раздавали, и оказалось, что там сейчас все совсем по-другому. Интерактивные игры, фильм очень веселый показывали. В общем, никакой скуки и однообразия. Ребенку понравилось». Марина, мама шестилетней Софии, даже не представляет, на какие хитрости идут сотрудники библиотек, чтобы привлечь читателей. Устраивают настоящие шоу – яркие, шумные, активные, чтобы соответствовать ритму жизни современных детей. Именно благодаря этому многие дети узнают о том, что такое библиотеки – ведь если бы не праздник, их бы туда никто не повел. Однако с точки зрения эмоционального развития это скорее минус, а не плюс. Ведь то, что мы называем скукой: однообразие, уединенность, пассивность, – нам тоже необходимо. Эти состояния играют огромную роль в становлении и развитии самосознании. Механизм самосознания – внутренний диалог, а он возможен при максимально сниженной внешней активности. Дошкольники и младшие школьники нуждаются в таком времяпрепровождении – их способность к внутреннему диалогу активно развивается. Библиотека – место, отвечающее этим требованиям абсолютно. Ребенок занят (для родителей это очень важно), но имеет возможность сосредоточиться на своих мыслях и чувствах. Конечно, первое посещение не должно быть затянутым. А потом ребенок сам будет регулировать время. Будет ходить, смотреть и выбирать книги ровно столько, сколько ему нужно для состояния внутренней сосредоточенности.
Причина 2: пробудить жажду знаний
«Детей сейчас трудно чем-то заинтересовать, хотя возможностей много. Да, если бы в наше время были все эти развивающие программы, игры, интернет на телефоне… Один щелчок – и вся информация, что нужна, на экране». Бабушка Егора даже между двумя своими внуками – одному семнадцать, второму семь, – видит разницу не в пользу младшего. «Учительница попросила найти стихи о природе, прочитать и выбрать один, который понравится. Ребенок пришел домой и набрал в интернете «стих о природе, который понравится мальчику семи лет».
Да, познавательный интерес, поисковая активность у детей слабеет. Однако это не они стали другими – связь как раз обратная. Любая информация не просто доступна, она опережает интересы. Мы, взрослые, слишком много предлагаем сами, не давая проявиться хоть какой-то заинтересованности. Хотим подстегнуть стремление что либо узнавать, переживая за общее развитие, самым простым путем – просто даем готовую информацию. А для того чтобы интерес сформировался и сохранялся, необходимо состояние некоторой фрустрации – нехватка информации. Тогда будет и поисковая активность, и избирательность. Конечно, это не значит, что надо немедленно отказаться от всех достижений в области современных технологий, тем более что так уже и не получится. Но стоит прививать вкус к ожиданию открытия, предвкушению, самому состоянию «хочу это узнать». Библиотека дает такую возможность. Попробуйте в следующий раз, когда ребенок что-то спросит, не отправлять его к Гуглу. Пообещайте пойти в библиотеку и там все найти и со всем разобраться.