— С точки зрения детской возрастной психологии, «плохого» и «хорошего» детского поведения не бывает. Условно «плохое» детское поведения — чаще всего реакция на какую-то текущую проблему в развитии или взаимоотношениях у ребенка, которую он по тем или иным причинам решить не может. Или решает таким способом, который сам становится проблемой или рождает новые трудности для ребенка и окружающих.
Равно как и «хорошее» поведение ребенка всегда относительно: для кого-то — родителей или бабушек и дедушек — оно может считаться хорошим. И в этот же момент или для самого ребенка, или для его окружения в детском коллективе оно может быть не полезным. И наоборот.
Кроме того, всегда важно смотреть на возрастной фактор. То, что для одного возраста может считаться «хорошим» поведением, во всяком случае, приемлемым, для другого возрастного этапа может стать критичным для благополучия ребенка.
Самый эффективный подход — сфокусироваться на типичных жалобах родителей на поведение ребенка, с которыми они чаще всего приходят к детскому психологу или обращаются за советом к педагогам и специалистам по детскому развитию.
Также важно сразу определить возрастные рамки, чтобы рекомендации были максимально точными. В этой статье будем говорить о возрасте младшей и средней школы, хотя и это некоторая условность, потому что типичные проблемы в поведении первоклассника и шестиклассника будут иметь различную основу.