Психологи учат, что нельзя сравнивать чужих детей со своим. Однако сложно удержаться от сравнений, когда соседский малыш в два года болтает предложениями, а твой ребенок и слова сказать не может. Так стоит ли бить тревогу или оставить малыша в покое и просто дать ему время? Узнали у эксперта.

6 невольных ошибок родителей, которые мешают ребенку заговорить
24.05.2021
Развитая речь очень упрощает процесс обучения и помогает ребенку социализироваться. К сожалению, нередко детская речь развивается с нарушениями, определить которые родителям сложно. Нет четких критериев. Приходится полагаться на личные убеждения: кто-то считает нормальным, когда ребенок молчит в три года, а для кого-то проблема, когда годовалый малыш не говорит целыми предложениями.
Норма речевого развития
1 год. Во врачебной практике считается нормой, когда ребенок начинает говорить в первый год жизни. Содержание его речи должны составлять минимум пять облегченных слов: «мама», «папа» и т. д.
1,5 года. Малыш должен выражаться не только с помощью существительных, но и с использовать глаголы. В обиходном словаре ребенка появляются такие слова, как: «дай», «на», «бах» и прочее.
1 год 9 месяцев. Ребенок говорит 10 и более облегченных слов. В речи появляются фразы из двух слов: «мама, дай», «баба, пить».
2—3 года. В словарном запасе ребенка 30-50 слов.
Признаки задержки речевого развития
-
В 4 месяца у ребенка отсутствуют эмоциональная реакция на жесты взрослых. Младенец не оживляется, когда к нему обращается мама.
-
В 8-9 месяцев малыш не лепечет: не повторяет ба-ба-ба, па-па-па и другие сочетания звуков.
-
В полтора года не говорит и не понимает простых слов, например, «мама» или «дай», названий окружающих предметов. Не может выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
-
В 2 года года использует лишь несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
-
В 2,5 года в активном словарном запасе менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела. Не может по просьбе показать на знакомый предмет или что-то принести. Не умеет составлять фразы из двух слов.
-
Трехлетнего малыша с трудом понимают даже родные. Он не говорит несложных предложений, не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
Если в школьном возрасте ребенок не согласовывает окончания при письме или во время рассказа при экспрессивной речи, чаще всего, это признак происходившей с ребенком задержки речевого развития.

Причины нарушения речевого развития
-
Родовые травмы и патологии, произошедшие вовремя беременности: перенесенные заболевания, повреждение черепа или позвоночника, асфиксия, длительный безводный период, стремительные или длительные роды, стимуляция и кесарево сечение без прямых медицинских показаний. Это наиболее частая причина.
-
Бытовые травмы: падение и ушиб. В некоторых случаях даже легкий подзатыльник могут вызвать изменения в работе мозга.
Ошибки родителей, которые влияют на задержку речи
1. Шептаться при ребенке
Не следует в присутствии ребенка говорить шепотом: не важно, спит ребенок или нет, важно, чтобы все слуховые функции ребенка работали.
2. Зашторивать окна
Некоторые заботливые родители зашторивают окна, что делать также противопоказано. Ребенок должен понимать, когда день сменяется ночью и наоборот — должен научиться осознавать процесс смены фаз дня. Это помогает сформировать зрительное восприятие.
3. Бояться приучить ребенка к рукам
Очень важно сформировать у ребенка тактильное восприятие. Он должен научиться отличать тепло от холода, понимать, за что и для чего его держат. Ребенок, который своевременно не получает опыт тактильного восприятия, не знает, как правильно артикулировать. Поэтому малышу необходимо ощущать присутствие мамы не только в эмоциональном, но и в тактильном плане. Для ребенка очень важно, когда мама берет его на руки в процессе кормления.