6 предметов, которые пора исключить из школьной программы

6 предметов, которые пора исключить из школьной программы

11.11.2021 Inna
лишние предметы в школе, какие предметы нужно убрать, какие предметы нужно добавить, что нужно изменить в российских школах, что нужно изменить в системе образования

Image_Source_ / Image Source / Getty Images

Признайтесь честно, кому во взрослой жизни пригодились синусоиды, котангенсы и прочие страшные слова из школьной алгебры? Скорее всего, не многим. Можно, конечно, дойти до крайности и сказать, что без творчества Достоевского тоже вполне спокойно живется. Но одно дело, засыпаться в разговоре на терминах из тригонометрии (да и кто ее вообще обсуждает), а другое дело, не знать автора «Идиота». Все-таки начитанный человек вызывает уважение.

А между тем на эти самые синусоиды было потрачено так много времени, сил и нервов. Стоило ли? Parent.ru узнал у эксперта, какие предметы стоит убрать из обязательной школьной программы, а какие дисциплины нужно добавить.

— Думаю, что существует ряд школьных предметов, которые стоило бы перенести в статус факультативных. Например, музыка, ИЗО, ОБЖ. Изучение этих предметов не дает учащимся практических знаний, необходимых в современном мире. Кроме того, по ним практически невозможно выставлять оценки, так как не существует объективных критериев, которые позволили бы провести градацию по уровню знаний и способностей. 

Еще одна дисциплина «технология» — больше половины современных школьников считают ее малоинформативной. А разделять программу предмета на женскую и мужскую, по мнению учащихся, не стоит.

Астрономия вызывает сомнения у почти 40% учеников о пользе полученных знаний в будущей жизни. Этот предмет вполне можно перевести в разряд факультативных занятий для тех школьников, которые по-настоящему заинтересованы в этой области.

В случае с таким предметом, как черчение, значительную роль играют графические и конструкторские способности, которыми школьники обладают в разной степени. Поэтому возможны спорные ситуации при оценке результатов.

В этом году мы провели исследование и выяснили, что 70% учителей считают систему школьного образования устаревшей.

Но в данном случае речь идет не о том, что какие-либо предметы неактуальны или не нужны для сегодняшней жизни. Устарел формат упаковки информации и способ ее донесения до школьников. И это нужно менять.

Например, на уроках ОБЖ в основном ограничиваются лекциями, чтением учебника и выполнением письменных заданий. Если бы этот предмет подкрепляли практикой, он бы нес гораздо большую ценность для учеников. Ведь в будущем они смогли бы применить полученные знания в реальных жизненных ситуациях.

Какие предметы нужно вводить в школах

Сегодня школьной программе не хватает таких предметов, как психология, инновационные технологии, а также цифровая и финансовая грамотность. Это подтверждает и проведенный нами опрос среди учителей.

Для справки, по данным наших исследований, за последний год каждый десятый школьник (11%) хотя бы раз называл CVC-код с банковской карты незнакомым людям. Дети активно пользуются картами, но при этом все чаще становятся жертвами мошенников из-за цифровой и финансовой безграмотности.

Я согласна с мнениями педагогов. Перечисленные предметы в наши дни напрямую влияют как на перспективы ребенка для будущего поступления в вуз и трудоустройства, так и на качество жизни, социализации и адаптации в целом.

 Что еще нужно изменить в российских школах

— Абсолютное большинство школ сегодня практикуется непрофильное образование — то есть в равной мере для всех учеников преподают точные, гуманитарные и естественные науки. И это главный недостаток современной системы школьного образования.

Есть школы, где в старших классах ученики могут формировать индивидуальную программу обучения (с определенными заданными ограничениями), но это совсем небольшой процент.

Школам посоветовали готовиться к дистанционному обучению

damircudic/E+/Getty Images

Важно, чтобы у ребенка была возможность персонализировать обучение под себя, исходя из своих запросов и потребностей. В перспективе школы будут брать курс на индивидуальные образовательные траектории, что значительно повысит качество обучения и заинтересованность самих школьников. А сегодня благодаря цифровым образовательным платформам, родители могут вместе с детьми выбирать дополнительные предметы для изучения, тем самым развивая недостающие навыки. 

60% учеников говорят о том, что хотят получать персонализированный образовательный контент. Конечно, полностью персонализировать программы школьного или высшего образования для всех учеников и студентов невозможно, однако уже сейчас есть примеры того, как в выстраиваются индивидуальные образовательные траектории.

Например, в красноярской университетской гимназии «Универс» старшеклассники в преддверии важного шага — выбора будущей профессии — имеют возможность выстраивать свой учебный план на два года. Поменять выбранную траекторию они могут дважды. Таким образом, ученики посещают только выбранные курсы, а в старшей школе нет постоянных классов, только множество индивидуальных расписаний. Конечно, такой подход требует определенного уровня ответственности со стороны школьников, однако это мотивирует их подходить к выбору предметов осмысленнее.

В Бельгии школы используют британскую обучающую платформу Century Tech, основанную на искусственном интеллекте. На основе активности школьников анализируются их интересы, уровень знаний, скорость выполнения домашних заданий, наиболее часто встречающиеся ошибки. Исходя из этого массива данных ученикам предлагают индивидуальный контент.

Система школьного образования последние два года значительно усовершенствовалась. Сегодня школы активно поддерживают смешанный формат обучения, включая в образовательный процесс платформы. Благодаря этому обучение более персонализированное и соответствует индивидуальным запросам ученика.

Школьникам, особенно старшеклассникам, важно предоставить право выбора предметов, которые им наиболее интересны для изучения и соответствуют их будущим планам на профессиональное развитие. Так ученики будут больше и глубже вовлечены в процесс обучения, а в долгосрочной перспективе это отразится как на качестве образования, так и на экономической ценности знаний.

При этом персонализированные программы обучения не означают, что, например, ученикам гуманитарного класса можно вовсе не изучать точные или естественные науки. Обучаясь в профильном классе, ребенку необходимо получить базовые знания по остальным предметам и заложить основу для будущей жизни — это и есть основная цель школы.

как помочь ребенку общаться со сверстниками

Getty Images

Какие навыки важнее привить школьнику

— Есть такое понятие, как hard skills — это профессиональные, технические навыки, которые можно оценить и измерить по объективным критериям. Это, например, знание иностранного языка, умение кодить и программировать, способность решать математические уравнения. Еще один важный термин — soft skills. Это социально-психологические качества, которые универсальны для любой области профессиональной деятельности: эмоциональный интеллект, способность к рефлексии, критическое мышление, адаптивность и др. 

На мой взгляд, сегодня на будущий успех ребенка и его удовлетворенность жизнью в большей степени влияют именно soft skills. Они помогают выстраивать отношения, более гибко адаптироваться к изменениям, анализировать свои победы и поражения. Такие навыки нужно развивать и дома, и в школе. Например, когда учитель просит высказать свое мнение по какому-либо вопросу, а потом учит выслушивать другую точку зрения, моделирует ситуации для поиска решений, развивая креативное мышление учеников.

Дома важно обсуждать с ребенком его эмоциональное состояние (это помогает развивать эмоциональный интеллект), разбирать причины неудач (рефлексия), обучать критически относиться к получаемой информации (критическое мышление), особенно публикуемую в соцсетях, проверять ее достоверность в признанных источниках.

Учеба онлайн или вживую?

— Британская компания по оценке образовательных услуг Pearson провела и исследование и выяснила: эффективность обучения в онлайн-школе не ниже, чем в традиционной. Более одаренные дети, которые по темпу обучения способны опережать своих сверстников, благодаря онлайн-платформам могут учиться в максимально комфортном для них ритме, адаптируя программу под свои запросы. Также благодаря обучению онлайн дети становятся более самостоятельными в выполнении заданий и обработке информации, они подходят к процессу подготовки более осознанно и ответственно. Однако тут важную роль играют обратная связь со стороны учителей и вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка. 

Сегодня немногие школы предоставляют возможность для обучения детей с ограниченными способностями. С онлайн-платформами эта проблема в большинстве случаев отпадает.

Также при дистанционном обучении педагог с большей вероятностью сможет уделить равное количество внимания всем ученикам, а не только тем, кто «тянет руку» в классе.

Конечно, есть ряд областей, где без живого контакта не обойтись. Например, медицина и педагогика. Однако во многих профессиях вполне возможно получить высокий уровень знаний онлайн.