Буквы перепутались: дисграфия у ребенка и как ее исправить

Буквы перепутались: дисграфия у ребенка и как ее исправить

31.10.2019 Barbara
Дисграфия у ребенка как исправить

Isabel Pavia/Getty Images

Первое, что обычно спрашивают родители, когда обнаруживается дисграфия у школьников: «А мой ребенок недоразвитый?» Не думаю, что недоразвитый. Просто у него не созрели некоторые мозговые функции. Обычно на прием приходят умные, симпатичные дети. Но пишут они с какими-то странными, невероятными ошибками, причем пишут или размашисто, или очень мелко, при этом слова залезают на поля, сползают со строки. Их тетрадки красны от учительских исправлений. Правила учат, но все без толку. Часто не любят письменные виды работ. Старшеклассники стараются писать короткими предложениями, младшие ученики очень долго осваивают письмо.

Это и есть главные признаки дисграфии — частичного расстройства письма или трудностей овладения навыками письма (если речь идет о младшем школьнике), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

Группа риска по дисграфии

Говорить о дисграфии у дошкольников некорректно, ведь письменной речью овладевают лишь в 7-8 лет. В 6 лет можно лишь предположить, что ребенок в группе риска и заняться профилактикой. В группе риска находятся:

  • дети с общим недоразвитием речи;

  • дети, у которых в 2–3 года была задержка речевого развития;

  • дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием;

  • если ребенок левша или переученный левша;

  • если у ребенка были травмы головы;

  • если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения;

  • если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена;

  • часто болеющий (особенно в раннем детстве), ослабленный, болезненный ребенок;

  • ребенок, в семье которого уже наблюдались случаи дисграфии.

Фото №1 - Буквы перепутались: дисграфия у ребенка и как ее исправить

STasker/Getty Images

Почему и отчего возникает дисграфия

Причин у дисграфии много. Это только кажется, что писать очень просто — услышал и записал, увидел — и списал. Води ручкой по бумаге, запоминай правила и применяй. Но чтение и письмо — это искусственное и относительно недавнее приобретение цивилизации. Есть народы, до сих пор обходящиеся без них, и есть люди, обладающие чудесным умом, но беспомощные перед ручкой и бумагой.

В норме, прежде чем овладеть письмом, человеку нужно освоить языковой анализ и синтез, уметь дифференцировать на слух звуки, правильно их произносить. Обязательны сформированность лексико-грамматической стороны речи, пространственных представлений, развитый зрительный анализ и синтез. Когда одна из функций «хромает» или не сформирована, тогда-то и возникают нарушения письменной речи.

Виды дисграфии

Существует несколько классификаций дисграфий. Но чаще всего ее делят на 5 видов:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребенок пишет так, как он слышит. Не зря рекомендуется к школе исправить все недостатки звукопроизношения. Если этого не сделать, могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребенок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рот» — «лот», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе этот звук пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребенок может произносить все звуки чисто, но при этом заменять буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв «д-т», «б-п», «ж-ш», «в-ф», «г-к» или «с-ш», «з-ж», «ч-щ», «ч-ть», «ц-т», «ц-с».

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно — приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: в одно слово сливаются части или слоги разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребенка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Белочка скакало», «теплая одеяло»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном, это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. Ребенку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к «Т» припишет, то у «Ш» не допишет крючок. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Часто у ребенка наблюдается смешанная форма дисграфии. В этом случае при анализе письменных работ ребенка мы обнаружим признаки двух-трех видов дисграфий (а то и всех пяти). Как же исправить дисграфию у ребенка?

Фото №2 - Буквы перепутались: дисграфия у ребенка и как ее исправить

Getty Images/Westend61

На приеме у логопеда

Если в школе намекают, что неплохо бы посетить логопеда, не откладывайте визит. Посетить логопеда следует и в том случае, если вы заметили у школьника перечисленные нарушения. Самостоятельно их исправить вряд ли возможно. Коррекция дисграфии — дело сложное, этим должен заниматься профессионал.

На прием к логопеду обязательно захватите тетрадки школьника по русскому языку, парочку тетрадок по математике, в идеале — даже его рисунки. Логопеда будет интересовать буквально все: как протекали роды и моторное развитие ребенка, как развивалась его речь, не было ли у членов семьи речевых проблем. Логопед попросит ребенка прочитать текст, пересказать его и написать небольшой диктант.

Скорей всего, потребуется и консультация опытного нейропсихолога. Занятия с этим специалистом помогут развить межполушарные связи, которые у юных дисграфиков недостаточно сформированы.

Коррекция зависит от выявленных нарушений. Посещать занятия придется минимум год, а то и несколько лет. Все зависит от ребенка, от выраженности его проблем. По моему мнению, в несложных случаях заниматься надо примерно два года. А потом понадобятся контроль и поддерживающие курсы занятий с нейропсихологом, логопедом или опытным учителем.

Важней всего — погода в доме

Встречала такую точку зрения, что дисграфия — это скорее иной способ мышления. Иногда удается добиться великолепных результатов, но чаще всего какие-то особенности письма сохраняются, хотя проявляются у взрослого человека лишь на фоне усталости, болезни, каких-то отвлекающих факторов.

Работать с этой проблемой надо. Давить на ребенка, считать его неудачником из-за сложных отношений с диктантами не стоит: это делу не поможет. Многие великие люди писали с дикими ошибками и становились учеными, актерами, миллионерами, общественными деятелями, даже писателями, хотя обычно дисграфики избегают деятельности, связанной с писаниной. Если не получается справиться с чудовищем, можно попытаться его приручить.

Помогает, как уже говорилось, комплексная работа с нейропсихологом, логопедом, неврологом, учителем. И в первую очередь — дружеская и теплая атмосфера дома.

Фото №3 - Буквы перепутались: дисграфия у ребенка и как ее исправить

Getty Images

Игры в помощь ребенку с дисграфией

Есть некоторые вещи, которыми можно немного подстегнуть работу мозга. Полезно с ранних лет любить игры, которые развивают чувство ритма, слуховое и зрительное внимание, кратковременную память. Хорошо, если ребенок любит находить дорожки в лабиринтах, отличия в похожих картинках, дорисовывать недостающие детали, играть в такие словесные игры, как «Цепочка слов», «Назови пять слов», «Эрудит», «Виселица», составлять и разгадывать шарады и анаграммы, кроссворды, придумывать тексты на определенную букву. Тем более, что сейчас продаются подобные игры в виде удобных и готовых карточек.

«Виселица»

Играют двое, по очереди становясь ведущими. Ведущий задумывает слово, обязательно известное второму игроку, и рисует на листке пустые клетки по числу букв в загаданном слове. Когда схема готова, игрок называет букву. Если она есть в задуманном слове, ее пишут в соответствующей пустой клеточке. Если ее в слове нет, ведущий записывает эту букву на том же листе бумаги в стороне и начинает рисовать виселицу. Когда виселица готова, начинает рисовать человечка. Каждый проигрыш рисуется одна деталь рисунка — ножка от табуретки, часть тела. Играют до тех пор, пока не будет отгадано слово или не будет завершен рисунок человечка на виселице. Победителем считается тот, кто отгадал слово до того, как был завершен рисунок виселицы.

Можно заменить виселицу чем-нибудь иным. Например, рисовать за проигрыш грустную рожицу, за удачно подобранную букву — веселую. Или за каждый проигрыш рисовать одну деталь от пирата, а за удачные ответы — корону. Кто отгадал слово, тот принц или принцесса.

«Эрудит»

Русская версия английской игры «Скрэббл». Продается в детских магазинах, в отделах, посвященных настольным играм. Игроков несколько. Перед началом игры каждый наугад берет семь фишек с разными буквами. Задача — составить из своих букв слово. Игра активизирует словарный запас, развивает наблюдательность, позволяет младшим игрокам узнать новые слова.

«Цепочка слов»

Игроки по очереди называют слова. Слово должно начинаться со звука, на который закончилось предыдущее слово: МашинА — АвтобуС — СанкИ — ИголкА — АвтомаТ — ТигР — Ромашка… Можно ограничить слова одной темой — называть только животных, только растения и так далее.

«Назови пять…»

Расширяет словарный запас и тренирует память, заодно тренирует мышление. Можно играть по дороге из школы, в очереди, в транспорте, на остановке, намыливая руки, катаясь в лифте, делая что угодно, когда голова свободна. Играть лучше вдвоем. Кто-нибудь предлагает: «Назови пять… цветов!», «Пять имен девочек, животных, видов транспорта, минералов» и т. д. Задания можно усложнять: «Назови пять иностранных имен девочек», «Назови пять диких животных Африки», «Пять садовых цветов». Предлагать задание надо, учитывая возраст и возможности ребенка.

Очень полезно меняться с ребенком местами. Во всех играх предлагайте ребенку роль ведущего, поощряйте его давать задания взрослому. Это добавляет уверенности, не не всегда ведь мама может перечислить, например, всех героев любимого мультфильма или названия машин. Не бойтесь ошибаться. Надо учить ребенка, что ошибаться — не страшно. А учить можно своим примером.

Если всегда держать при себе наготове ручку и блокнот, то в машине, в очереди в поликлинике, на остановке, на прогулке, на даче, если пошел дождь и не получается погулять, можно также поиграть в разные полезные игры. Например, написать длинное слово и составить из него другие слова: «Электричка — тир, три, кит, лак и так далее». Выигрывает тот, кто больше придумает слов, используя только буквы заданного слова.

Можно попробовать превратить одно слово в другое. Пишется слово, задача игроков, заменяя по одной букве за один ход, превратить его в другое слово. Выигрывает тот, после кого уже не получится слово изменить. Можно усложнить задание, написав первое и последнее слова, предложив ребенку самостоятельно восстановить цепочку превращений. Например, муха…бокс: муха-мука-бука-бока-бокс.

Поиграйте в старину. Добудьте чернильную или перьевую ручку и пишите ею записки Деду Морозу, логопедические упражнения, описания зарытых кладов… Такой ручкой невозможно писать неправильно, это еще сказывается положительно на почерке. Вообще полезно придумать какую-нибудь игру на долгий срок, связанную с письмом. Обычно дисграфики не любят писать. Но, бывает, тема так увлечет, что начинают писать фантастические романы про зомби-космонавтов, составлять каталог любимых машин, список блюд для свадьбы принцессы и т.п. Главное, поймать момент, помогать, но не исправлять, а если исправлять, то деликатно. Мне мамы рассказывали, как их недоросли, которых обычно не усадить за уроки, проводили часы, переписывая сложносочиненное имя любимого динозавра или раскрашивая название любезной сердцу музыкальной группы узорами. Что приятно удивляло, ошибки исчезали.

Фото №4 - Буквы перепутались: дисграфия у ребенка и как ее исправить

Getty Images