Научный подход
Разнообразная и интересная среда в детстве приводит к развитию мозговой деятельности. Такие дети оказываются более способными по разным показателям. Особенно хорошо действует среда, располагающая к исследованию, возбуждающая любопытство.
Что такое коммуникация? Это способность получать информацию посредством общения, то есть с помощью слов, звуков, песен, жестов, рисунков, картинок и так далее. Чем больше у ребенка практики общения со взрослыми — родителями, бабушками, дедушками — с самого раннего возраста, тем легче ему будет в дальнейшем приобретать более сложные навыки — от чтения до работы на компьютере.
Начните со слов: «Давай вместе!» И тогда вы увидите: эти волшебные слова откроют дверь ребенку в область новых умений, знаний и увлечений. Это не просто добрый совет! Он опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка». Известно, что в любом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.
Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, расширяется за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра кроха будет делать сам то, что сегодня делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.
Представим себе, что у одного эта зона широкая, то есть родители с ним много занимались, а у другого узкая, так как родители часто предоставляли его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.
Так что оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно, — грубая ошибка. Это значит игнорировать не что иное, как основной психологический закон развития!
Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду…» или «Поговори со мной…». И, если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!»