«На протяжении многих лет предыдущие поколения передавали свой опыт поколениям новым. Это не обсуждалось: старшие знают точно как надо, младшие воспринимают эти знания. Были естественные трудности: молодые люди не желали слушаться старших. Но через некоторое время сами обзаводились детьми и уже учили их, тоже преодолевая сопротивление.
Если же младшие не хотели слушать старших или же воспринимали их «научения» недостаточно активно, к ним применяли разные инструменты давления — как правило, физические наказания. Современная педагогика их порицает, но чем заменить — до конца не знает до сих пор. Роковой вопрос мотивации по-прежнему ответа не имеет.
Что делать с детьми, если бить их уже нельзя, а они не хотят того, что мы от них хотим? Из этого не следует, что нужно возвращаться к прежним методикам, это невозможно. Но то, что проблема существует, лучше не отрицать».
Екатерина объясняет: социально-экономические, технологические изменения сейчас происходят настолько быстро, что опыт предыдущих поколений перестал быть ценным. И молодежь уже в нем не так сильно нуждается. А нам сложнее подготовить детей к бурно меняющемуся миру.
«Процесс обучения от старших к младшим часто ломается и оборачивается своей противоположностью. Младшие знают лучше какие-то вещи, которые старшим недоступны».
В частности, например, изменения на рынке труда. Мы еще не успели привыкнуть, что на работу ходить не обязательно, что можно работать из дома, через Интернет. Что есть новые профессии, новые формы занятости. Но уже понимаем: настаивать на получении какой-то одной профессии — бессмысленно.
«Им все равно придется переобучаться, осваивать какие-то новые квалификации, — говорит Екатерина Шульман. — Возможно, что их будущая профессия будет такой, о которой мы вообще еще ничего не знаем, потому она еще не появилась. Это известный тезис — не торопиться готовить своих детей к чему-то определенному, так как вы не знаете, как будет называться их новая работа».