C иностранными языками у каждого из нас складываются сугубо личные отношения. Одни со школьной скамьи и вплоть до первых седин упорно зубрят злополучный английский и все равно не могут вымолвить ни слова, в энный раз очутившись за границей и столкнувшись с живым носителем. Кому-то везет больше, и они свободно могут изъясниться хоть на романском, хоть на германском. В советской школе такой разительный контраст было принято объяснять наличием или отсутствием склонности к обучению иностранным языкам. Современные психологи эту точку зрения не разделяют. Они уверены: каждый ребенок способен в совершенстве овладеть чужой речью, правда, для этого нужно соблюсти ряд непременных условий.
Баланс интересов
Главный вопрос – когда начинать? Некоторые родители приступают к обучению с первых дней жизни ребенка, но порой берутся за дело так рьяно, что ближе к школе он теряет всякий интерес к знаниям. Другие не торопятся записывать малыша на языковые курсы. Они уверены, что изучение иностранного языка можно начинать только после того, как он уверенно овладеет родной речью, причем как устной, так и письменной. Но это − две крайности, которые не всегда приводят к желаемому результату.
Польза от раннего старта появляется только в том случае, если методы обучения соответствуют психическим возможностям малыша. А в том, чтобы начать тренинг чуть раньше возрастной нормы, нет ничего плохого. Светило отечественной психологии Л.С. Выготский говорил о «зоне ближайшего развития». Под этим понятием он подразумевал те навыки, которые ребенок еще не умеет выполнять самостоятельно, но вот-вот научится. Например, в период введения прикорма родители начинают кормить малыша с ложки. И хотя явного интереса к ней он еще не проявляет, кроха уже способен удержать ее в руках. Чтобы простимулировать любопытство, достаточно всего лишь дать ему возможность играть с ложкой так, как он сам захочет. Благодаря этому полезному опыту малыш научится использовать прибор по назначению гораздо быстрее. Изучать иностранные языки можно по тому же принципу, причем с самого рождения, ведь речевые навыки начинают формироваться сразу после появления на свет.
Научная база
Психологи выяснили: чем раньше ребенок начнет изучать иностранные языки, тем лучше. У новорожденных малышей в коре головного мозга уже существует 2 речевые зоны: центр Вернике и центр Брока. Именно они помогают ребенку освоить родной язык. Первый центр расположен в слуховой коре височной доли. Он отвечает за импрессивную речь (от лат. impressio − впечатление), то есть за слуховое восприятие: распознавание звуков и расшифровку смысла высказываний. Второй центр находится в нижнем отделе лобной доли рядом с зоной, контролирующей артикуляционный аппарат. Эта область регулирует экспрессивную речь: воспроизведение звуков и построение фраз. У правшей оба центра расположены в левом полушарии, у левшей − в правом.