Как понять, есть ли у ребенка способности к шахматам
Мой 25-летний опыт показывает, что в шахматы могут играть дети с разными способностями. Шахматы уникальны тем, что во время игры у шахматистов работает сразу 2 полушария мозга. Поэтому успехов добиваются все дети независимо от типа мышления.
Логики трезво оценивают позицию и хорошо выстраивают планы для достижения победы. Таким детям шахматы помогают развивать фантазию и творческое мышление, искать нестандартные решения задач на доске. Творческие дети с сильной фантазией учатся через шахматы стратегическому мышлению, постановке целей, планированию.
По стилю игры можно определить характер ребенка. Интроверты играют спокойно, они не любят агрессивные ходы. Экстраверты играют более открыто и смело.
Так любой опытный тренер, просмотрев партии неизвестного шахматиста, может с легкостью описать его психологический типаж.
7 навыков, которые дают ребенку шахматы
Развитие логики
Шахматная игра формирует в голове шахматиста целый мир ощущений, образов, мыслей и идей — это сложные и разнообразные схемы. К такому выводу пришел французский психолог Альфред Бине еще в 1894 году, когда провел анкетирование более 60 шахматистов того времени. Особым прорывом стало его доказательство, что у игроков превалирует логическое запоминание, а не механическое, как предполагалось ранее.
Способность к структурированию
В 1993 году Лев Выготский, советский психолог и основатель «науки о сверхчеловеке», подчеркивал структурность как основную черту восприятия шахматиста. Наблюдение показало: игрок оценивает позиции фигур на доске как отдельное соседство, так и и общую картину со всеми взаимосвязями и возможностями. Во всем этом видна единая структура всей партии. И эта черта переносится затем игроками в реальную жизнь как способность структурно оценивать любую жизненную ситуацию.
Быстрая скорость мышления и умение генерировать идеи
Пользу шахмат как образовательного предмета изучали в Германии еще в 1986 году. Выяснилось, что целенаправленное и систематическое обучение этой игре позволяло стимулировать скорость мышления. Ученики демонстрировали способность выдавать творческие идеи и на других предметах в школе. Такой результат давали регулярные занятия шахматами на протяжении от полугода.
В Венесуэле и в США, в разное время, анализировались результаты учеников общеобразовательных заведений из одной и той же социальной среды. Уровень успеваемости у шахматистов был намного выше сверстников, не играющих в шахматы.
О том, что шахматы развивают творческое мышление и способности к сравнительному анализу, писали профессор Питер Говергн, из университета Сиднея, а также член федерации шахмат Армении Рубен Агузумцян.