
Эмоциональный интеллект: как развить?
31.10.2019
Виктория Шиманская, психолог, автор проекта по развитию EQ «Монсики», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта, расскажет, как лучше действовать на примере ее книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить».

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Как родилась книга про Монсиков?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ «Монсики» – прежде всего история моей семьи, ее я написала вместе со своим старшим сыном Глебом. Нам важно было создать книгу, которая поможет родителям увидеть мир глазами детей, а детям подскажет, как лучше понять мам и пап. Да, мы уделяем много внимания интеллектуальному развитию ребенка, но, к сожалению, зачастую совсем не думаем о его эмоциональном состоянии. Между тем современная жизнь представляет собой такой непрерывный поток событий, встреч, слов, переживаний, стрессов, что часто даже взрослым не удается разобраться в своих чувствах и эмоциях, а тем более – детям.
С.Р. Есть ли какие-то правила чтения книги?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Читайте книгу всей семьей, ведь уметь разбираться с эмоциями полезно и детям, и взрослым. Кроме того, книга построена не просто как сказка, – это и игра. Не все мамы и папы умеют играть со своим ребенком, а Монсики их научат. 20 минут такой игры в день позволят всей семье пережить удивительное приключение и стать ближе друг к другу.
С.Р. Почему – «Монсики»? И кто это вообще такие?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Известно, что лучшей формой познания мира для детей является соединение фантазии и реальности. Поэтому им нравятся и такие яркие персонажи, как монстры. И даже не потому, что монстры страшилища, а именно потому, что они – выдуманные существа. Наши персонажи не страшные монстры, а сказочные, уменьшительно-ласкательные Монсики. Они и стали проводниками в мир эмоций, превратив непростой процесс познания в увлекательную игру. У них даже имена говорящие: Хохотайка, Прекрасная Мими, Бесстрашный, Грустякин, Помогайка, Смыслики, Сомневайка, Миротворец, Нескучайка и другие.






С.Р. Неужели так сложно распознавать эмоции и сегодня еще и этому нужно учить детей?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Нужно! Для чего нам эмоции? Эмоции – это комплексная система интеграции и обработки информации из внешней среды и от организма. Возрастающий информационный поток, часто завышенные требования педагогов, ролевые установки «Ты должен быть самым лучшим, умным, сильным» на фоне недостатка внимания родителей, отсутствия культуры эмоционального воспитания и трудотерапии ведут к неврозам. И, как следствие, психосоматическим заболеваниям у детей. Способность же к точному восприятию реальности, которая позволяет человеку разумно и логически рассуждать, делать верные выводы и в целом повышает эффективность процесса познания, напрямую зависит от психоэмоционального здоровья человека. Поэтому в системе образования детей вопросу развития EQ должно уделяться особое внимание.
Эмоциональный интеллект (EQ) – это восприятие, понимание, управление и использование эмоций для эффективного взаимодействия с окружающим миром.
С.Р. Почему именно сегодня заговорили об эмоциональном интеллекте?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Во-первых, у людей появилось на это время, ведь сегодня мы освобождены от огромного количества бытовых проблем. Но «блага цивилизации» в свою очередь повлияли и на то, что у детей меньше возможности получать опыт взаимодействия друг с другом. То, что раньше решала дворовая культура, сейчас отсутствует. Во-вторых, во многих детских садах, в расписании нет времени «на игру», детей постоянно «развивают» через коммуникацию со взрослым. В-третьих, гаджетификация – огромная часть жизни детей. Это не хорошо и не плохо – это уже просто факт. Но он принципиально влияет на изменение в межличностной коммуникации. А для того, чтобы жить в обществе и добиться там успеха (а доказано, что именно EQ, а не IQ помогает в этом), необходимо договариваться, точно понимать свои и чужие эмоции.
С.Р. Как самим родителям понять, что их ребенку необходимо специально развивать ЭИ?ВИКТОРИЯ ШИМАНСКАЯ Если малыш проявляет беспокойство и агрессию, плохо засыпает, рассеян и невнимателен, затрудняется устанавливать или поддерживать контакт с другими детьми или если он не знает, чем заняться в свободное время, а родителям трудно или неинтересно общаться с ним, они плохо понимают друг друга – значит, настал момент задуматься и начать действовать. Большой путь начинается с маленьких шагов. Например, с чтения этой книги. Родителям важно самим научиться говорить о своих эмоциях. Можно начать с того, чтобы самим стать честными по отношению к себе и признавать все свои эмоции: грусть и радость, злость и жалость. Но главное, научится принимать своих детей, видеть в них индивидуальность, любить их всегда: и когда они радуют, и когда расстраивают. И самим быть счастливыми. Самый лучший способ научить чему-то ребенка – собственный пример. Пусть мы станем примером в том, как быть счастливыми!