«Это были худшие дни»: почему дети ненавидят первую поездку в лагерь

«Это были худшие дни»: почему дети ненавидят первую поездку в лагерь

31.10.2019 Marina
ребенку не понравилось в лагере

fizkes/Getty Images/iStockphoto

Моя дочка (10 лет) недавно приехала из лагеря. Это был ее первый опыт. Она очень ждала поездки, считала дни. Но ей очень не понравилось в итоге — еда, плотный график и еще она очень скучала по дому. Кстати, ездила со школьной подругой, но не сказать, что там они сблизились. Прошло уже две недели после возвращения, а дочка до сих пор говорит, что это были две самые худшие недели в ее жизни… Мы с мужем проводим с ней достаточно времени, гуляем, общаемся, читаем. Но она все снова и снова вспоминает плохое про лагерь. Как помочь ей пережить эту историю?

Оксана, по электронной почте

— Первая поездка в лагерь часто становится глубочайшим разочарованием. Причина кроется в высоком уровне эмоциональной зависимости от родителей: в их одобрении, поддержке. Как только что-то идет не по плану, как только ребенок сталкивается с малейшими трудностями, с которыми он не умеет справляться, ему требуется поддержка, одобрение и помощь, в виде готового решения проблемы.

В семье, где все детские проблемы родители берут на себя, у ребенка нет возможности научиться решать свои проблемы самостоятельно. Тогда разлука с родителями тут же указывает ребенку на его несостоятельность, он испытывает глубочайший стресс и панику. Это состояние можно сравнить с необходимостью учиться плавать в момент кораблекрушения.

Например, невкусная еда. Если дома еда не нравится, ребенок может попросить другое блюдо. В лагере это невозможно. Здесь можно есть или не есть. Возможности выбора блюд нет. Ребенок не ест и сталкивается с проблемой голода. Впервые вдали от заботливой мамы. Как он с этим справится? Кто-то станет есть то, что дают. Кто-то станет плакать. А кто-то — искать возможность получить другую еду. От того, какие мысли относительно ситуации возникают у ребенка, и от его выводов зависит и то чувство, которое он будет испытывать. Чем больше негативных, удручающих мыслей, тем более грустным и мучительным будет пребывание в лагере.

Тревожные дети более уязвимы перед трудностями, стараются избегать чего-то непонятного, нового. Чем внимательнее вы прислушиваетесь к переживаниям ребенка, тем легче ему будет адаптироваться к новым условиям существования.

Итак, ваша девочка столкнулась с проблемами: 1) питания, 2) насыщенного почасового расписания, 3) общения, 4) эмоциональной неготовности к разлуке со значимым взрослым.

Разберем каждый пункт по очереди.

  1. Вероятно, ваша девочка очень избирательна в еде. В лагере выбор не доступен. Это вызывает разочарование и тревогу. Откуда взять еду, она не знает, а кушать хочется, но не ту еду, которую дают. Для адаптации к ситуации требуется гибкость мышления. Не бывает безвыходных положений. Всегда при позитивном стиле мышления можно найти решение проблемы. В ситуации лагеря, например, можно все же есть хотя бы немного той еды, которую дают в столовой.

  2. Ребенку, у которого нет четкого заведенного распорядка дня, крайне трудно следовать за указаниями взрослого. Это вызывает беспокойство и высокое напряжение, иногда и страхи.

  3. Если удается найти в лагере веселую компанию, то и каникулы там точно удадутся. Ваша дочь отправилась в лагерь с подругой, но по какой-то причине общение не складывалось. Важно понять, как она выстраивает взаимоотношения со сверстниками. Возможно, требуется помощь психолога в преодолении сложностей общения.

  4. Эмоциональный дискомфорт при разлуке с мамой. Связь с мамой очень сильная, это замечательно, но плохо, что слишком высокая зависимость от мамы, отсутствие самостоятельности. Консультация семейного психолога поможет устранить эту сложность.

Дочка уже вернулась из лагеря. Она дома, рядом с вами, но грусть и тревога не проходят. Как же помочь девочке?

  • Поговорите о тех сложностях, с которыми она столкнулась в лагере. Важно не осуждать дочку, а показать, что вы ее понимаете, и похвалите ее за смелость, решительность, силу. Важно оказать безусловную поддержку ей сейчас. Если она будет плакать, позвольте ей выплакаться. Ей нужно эмоционально высвободиться из травмирующей ситуации.

  • Обсудите ее мысли и чувства. Как она сейчас себя чувствует, какой она себя ощущает? Какие мысли заставляют ее так себя чувствовать? Помните: именно наши мысли портят нам настроение, ухудшают нашу самооценку, заставляют грустить, тревожиться. Важно научить девочку и научиться самим мыслить позитивно, и тогда удивительным образом жизнь станет приносить больше радости и успеха.

  • Позвольте дочке самостоятельно принимать решения. В случае проблем не спешите всё сделать за нее сами, позвольте ей научиться справляться с трудностями самостоятельно. Будьте рядом, поддерживайте, задавайте наводящие вопросы, но решение за ней и оно ей посильно.

  • Окружите любовью и поддержкой. Не высмеивайте дочку за поражения, не ругайте за ошибки. Вместе анализируйте, по-доброму, ситуацию, но решение оставляйте за ней.