Попробуйте провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку. Его результаты будут весьма и весьма интересными. Если не половина, то треть тестируемых прежде, чем поднять руку, сделают быстрое, едва уловимое движение, как будто пишут или держат ложку. Все верно. Определение сторон отталкивается именно от ведущей руки, которой люди совершают большинство действий. Интересно, что даже некоторые взрослые путают право и лево. И чтобы подобных проблем не было у наших малышей, давайте поможем им освоиться с пространством как можно раньше.
С чего начать?
Объясняя сыну или дочурке, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ребенку вещам, создавайте стойкие ассоциации. Объясните крохе, что правая ручка — это та, которой он кушает (для левши — наоборот). Можно придумать и другой заметный ориентир. Например, родинка на правой руке. А другая рука, соответственно, левая. Когда с руками все будет более-менее понятно, попросите кроху опустить правую ручку вниз и взяться за ногу. Объясните, что эта ножка — тоже правая. И все, что находится с этой стороны (глаз, ухо, плечо, локоть и т.п.) — правые. И только тогда, когда свои собственные части тела будут четко делиться на правые и левые, на этой основе начинаем изучать более абстрактные понятия.
Тренировка между делом
Попробуйте на первых порах пользоваться все тем же методом предельной конкретики. Например, наклейте на правую ручку малыша наклейку с солнышком, а на левую — с цыпленком. Солнышко — правая ручка, цыпленок — левая. Можно накрасить лаком ногти дочке на правой руке. Маленькая модница быстро запомнит, что накрашенная ручка — это правая. Мальчику с той же целью можно надеть на правую руку браслетик.
Почаще обращайте внимание крохи на такие понятия, как право, лево, верх, низ: «Сейчас мы откроем левую дверку шкафа. Давай повесим полотенце на правый крючок. Где на полке лежат твои футболки? Справа! Подай мне вон ту книжку, которая стоит на книжной полке слева!» Во время одевания тоже не теряйте времени зря: «Давай наденем варежку (носочек, ботинок) на правую ручку (ножку), а теперь — на левую!» Рассматривая картинки в книжке, спрашивайте у крохи, кто находится вверху, а кто внизу, кто слева, а кто справа, что нарисовано в левом верхнем и в правом нижнем углу, где у собачки правый глазик, а где левое ушко и т.п.