Берем под контроль
Развивать речевые навыки можно уже с грудного возраста, делая массаж детских пальчиков. Научно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов пальцев рук. То есть массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. Причем ускоряют существенно — на 2,5 месяца! Помимо массажа, полезно играть с малышом в игры: «сороку-белобоку», «пальчики и кулачки», «ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.
В игровой форме стоит обучать ребенка и различным словам. Используя яркие, крупные тематические карточки с изображением зверей, птиц, насекомых, людей, можно демонстрировать их малышу, громко и четко называть определение, показывая, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание. Уже в 1−1,5 года стоит побуждать ребенка говорить самостоятельно, постоянно задавая малышу вопросы. Например, подавая чашку, спрашивать: «Что я тебе дала?», затем интересоваться: «Из чашки едят или пьют?», «Какого цвета кружка?», постепенно добиваясь, чтобы односложные ответы «обрастали» эпитетами, глаголами, превращались в предложения: «Это чашка красного цвета. Из чашки пьют воду, молоко или сок». Уже в два года кроха может объясняться простыми предложениями, а в 3−4 — сложносочиненными и сложноподчиненными.
Великолепно развивает речь, память и фантазию игра «Сочини рассказ», в которую можно играть уже в 3−4 года. Потребуются разнообразные картинки, которые раскладываются на столе в произвольной последовательности: вместе с ребенком мама описывает увиденное и соединяет изображения в историю, придумывая сюжет. С каждым уроком маме стоит больше инициативы передавать малышу, изредка задавая наводящие вопросы.
В 4−5 лет важно пополнять и активный словарный запас малыша. В возрасте 4,5−5 лет ребенок должен знать обобщающие понятия: что такое «мебель», какие бывают «домашние животные», «времена года», «одежда», «посуда». А в 5 лет называть отличия предметов — по форме, цвету, размеру — и знать различные варианты действий, то есть запоминать как можно больше глаголов.
Еще одним прекрасным упражнением для формирования речевых навыков, наблюдательности и мышления может стать игра в «описание»: вещей или явлений. Можно взять яблоко, потрогать, надкусить, приговаривая: «Яблоко большое, круглое, гладкое, зеленое, хрустящее, сочное, полезное». Затем передать яблоко ребенку, чтобы он рассказал о своих впечатлениях. «Нужно следить и за грамматической стороной речи, чтобы малыш согласовывал число, род, падеж, время — настоящее, прошедшее и будущее — и не путался», — уточняет логопед.
В возрасте 4−5 лет специалисты уже обращают внимание не только на словарный запас, но и на правильное звукопроизношение слов, и на грамотное построение грамматических конструкций. В будущем это скажется на освоении письма. По статистике, 40% маленьких россиян к 5 годам коверкают слова, переставляя слоги, «теряя» буквы, что негативно отразится на обучении в школе. Ошибки в произношении связаны с недоразвитием фонематического слуха. «Существует три вида слуха. Физический, когда ребенок может воспроизвести ритм. Музыкальный слух, когда крохе под силу верно спеть услышанную мелодию. И фонематический, отвечающий за восприятие звука человеческой речи. Если фонематический слух плохо развит, то малыш не дифференцирует некоторые звуки, путает „з“ и „ж“, „л“ и „р“, „т“ и „д“. В итоге читать и писать ребенок будет неправильно», — комментирует логопед.