Логопед: «Развивать речь у ребенка надо начинать сразу после рождения»

Логопед: «Развивать речь у ребенка надо начинать сразу после рождения»

31.10.2019 Marina
как развивать речь у ребенка

Thanasis Zovoilis/Getty Images/Moment RF

Поговорим о том о сем…

До того как ребенок озвучит свое первое слово, он должен пройти такие стадии, как гуление и лепет, — в 5−6 месяцев. Отсутствие гуления, лепета в младенчестве должно насторожить родителей, так же как и полное молчание в возрасте 1 года — к этому периоду активный словарь малыша должен пополниться 10−12 словами. Это могут быть сокращенные варианты или какие-то нестандартные «интерпретации» («биба» — «вода» или «ака» — «собака»). Чистота произношения не столь важна у годовалого карапуза, главное — малыш выражает свои желания и общается с окружающими. «Если же ребенок молчит, не стоит дожидаться 2−3 лет, как советуют некоторые специалисты, лучше раньше проконсультироваться с логопедом и помочь ребенку овладеть речью», — советует Антонина Козлова.

Успеть вовремя

Молчать малыш может по разным причинам. В первую очередь из-за поражения слухового аппарата, например после перенесенного отита. Если ребенок не реагирует на звуки, не отзывается на собственное имя и не пытается объясниться, стоит показать кроху отоларингологу.

Иногда нарушения речевого развития могут быть следствием особенностей биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития: психического, умственного, а порой и физического. Так, недоношенные дети или малыши из неблагополучных семей с педагогической запущенностью могут немного отставать в развитии от сверстников. Однако негативные последствия обратимы, если с детьми активно заниматься и развивать их.

Случается, что ребенку… незачем учиться говорить. Да-да, встречаются и такие ситуации, когда у малыша попросту отсутствует мотивация: в «детоцентричных» семьях крохе отводится главенствующая роль, малыш даже не успевает чихнуть, как мама или бабушка бегут к нему с носовым платочком и выполняют любые прихоти маленького «королька». Ребенку и не приходится ни о чем просить, ни на что жаловаться или требовать.

А бывает, что задержка речи обусловлена психологической травмой. Ранняя разлука с мамой, перенесенное тяжелое заболевание, тяжелый развод родителей — все это может вызвать стресс, срыв нервной системы и как следствие — психический и интеллектуальный регресс. В такой ситуации важно показать ребенка неврологу и логопеду − для постановки точного диагноза и назначения адекватного лечения. В редких случаях упорное молчание — признак аутизма, серьезного психического заболевания. Здесь потребутся помощь психиатра.

как развивать речь у ребенка

praetorianphoto/Getty Images/E+

Берем под контроль

Развивать речевые навыки можно уже с грудного возраста, делая массаж детских пальчиков. Научно доказано, что речевые области формируются под влиянием импульсов пальцев рук. То есть массаж и тренировка детских пальчиков ускоряют процесс развития речи. Причем ускоряют существенно — на 2,5 месяца! Помимо массажа, полезно играть с малышом в игры: «сороку-белобоку», «пальчики и кулачки», «ладушки». Под присмотром взрослых ребенок может перебирать мелкие предметы: пуговицы, камушки, ракушки, орехи, фасоль, горох.

В игровой форме стоит обучать ребенка и различным словам. Используя яркие, крупные тематические карточки с изображением зверей, птиц, насекомых, людей, можно демонстрировать их малышу, громко и четко называть определение, показывая, как гудит самолет или мяукает кошка, стимулируя тем самым звукоподражание. Уже в 1−1,5 года стоит побуждать ребенка говорить самостоятельно, постоянно задавая малышу вопросы. Например, подавая чашку, спрашивать: «Что я тебе дала?», затем интересоваться: «Из чашки едят или пьют?», «Какого цвета кружка?», постепенно добиваясь, чтобы односложные ответы «обрастали» эпитетами, глаголами, превращались в предложения: «Это чашка красного цвета. Из чашки пьют воду, молоко или сок». Уже в два года кроха может объясняться простыми предложениями, а в 3−4 — сложносочиненными и сложноподчиненными.

Великолепно развивает речь, память и фантазию игра «Сочини рассказ», в которую можно играть уже в 3−4 года. Потребуются разнообразные картинки, которые раскладываются на столе в произвольной последовательности: вместе с ребенком мама описывает увиденное и соединяет изображения в историю, придумывая сюжет. С каждым уроком маме стоит больше инициативы передавать малышу, изредка задавая наводящие вопросы.

В 4−5 лет важно пополнять и активный словарный запас малыша. В возрасте 4,5−5 лет ребенок должен знать обобщающие понятия: что такое «мебель», какие бывают «домашние животные», «времена года», «одежда», «посуда». А в 5 лет называть отличия предметов — по форме, цвету, размеру — и знать различные варианты действий, то есть запоминать как можно больше глаголов.

Еще одним прекрасным упражнением для формирования речевых навыков, наблюдательности и мышления может стать игра в «описание»: вещей или явлений. Можно взять яблоко, потрогать, надкусить, приговаривая: «Яблоко большое, круглое, гладкое, зеленое, хрустящее, сочное, полезное». Затем передать яблоко ребенку, чтобы он рассказал о своих впечатлениях. «Нужно следить и за грамматической стороной речи, чтобы малыш согласовывал число, род, падеж, время — настоящее, прошедшее и будущее — и не путался», — уточняет логопед.

В возрасте 4−5 лет специалисты уже обращают внимание не только на словарный запас, но и на правильное звукопроизношение слов, и на грамотное построение грамматических конструкций. В будущем это скажется на освоении письма. По статистике, 40% маленьких россиян к 5 годам коверкают слова, переставляя слоги, «теряя» буквы, что негативно отразится на обучении в школе. Ошибки в произношении связаны с недоразвитием фонематического слуха. «Существует три вида слуха. Физический, когда ребенок может воспроизвести ритм. Музыкальный слух, когда крохе под силу верно спеть услышанную мелодию. И фонематический, отвечающий за восприятие звука человеческой речи. Если фонематический слух плохо развит, то малыш не дифференцирует некоторые звуки, путает „з“ и „ж“, „л“ и „р“, „т“ и „д“. В итоге читать и писать ребенок будет неправильно», — комментирует логопед.

как развивать речь у ребенка

eclipse_images/Getty Images/E+

Если фонематический слух плохо развит, малыш не дифференцирует некоторые звуки, путает их. В итоге читать и писать ребенок будет неправильно.