Первые навыки наблюдений ребенок приобретает еще в первые месяцы жизни, по мере образования у него условных рефлексов. Сначала он реагирует на большие, движущиеся, яркие предметы, необычные звуки или запахи, воспринимает предметы целостно, не детализируя. Потом в процессе игры — уже в дошкольном возрасте — начинает подмечать детали предмета, выделять существенные признаки, его отдельные свойства (колесико крутится, фартучек шуршит). В старшем дошкольном возрасте восприятие становится более организованным и «управляемым», а значит, развивается детальная наблюдательность.
Наблюдательность — не врожденное качество, его можно и нужно целенаправленно развивать. В этом ребенку могут помочь взрослые. Их задача — обращать его внимание на существенные признаки, учить отделять главное от второстепенного. Взрослые знакомят ребенка с окружающими предметами, помогают усвоить их названия, отвечают на многочисленные вопросы «почемучек». Так дети учатся обобщать и дифференцировать предметы по наиболее важным признакам.