Когда ребенок поймет, что в квартире есть его вещи и вещи его родителей, то можно рассказывать ему о вещах других людей, что их тоже нельзя брать без разрешения. Если разговоров мало, ребенок продолжает брать ваши вещи, то следующий шаг: рассказать, какие последствия будут у такого поступка. Например, если ребенок возьмет вашу вещь без спроса, то вы не купите ему мороженное. Главное, чтобы последствия были соразмерны проступку и чтобы у вас хватило сил при последующем нарушении эти последствия реализовать. Проще говоря, обещайте сделать то, что реально сможете сделать. Не будете давать сладкое какое-то время, отправите спать на час раньше, не пойдете на прогулку и прочее. Иногда угрозы достаточно, но будьте готовы, что ребенок попробует проверить, готовы ли реализовать свою угрозу.
Если вам не нравится, что ребенок не ценит свои вещи, отдает игрушки другим детям, то проблема, скорее, у вас. Важно научить ребенка ценить отношения с людьми, а не привязываться к материальным предметам.
Какой бы ни была дорогой кукла, со временем она износится, ребенок неизбежно потеряет к ней интерес. Но если он подарил куклу другой девочке, которой эта кукла очень понравилась, и при этом ребенок счастлив, то тут нет ничего плохого.
Главное, объяснить ребенку, что он не обязан никому отдавать свои вещи, если он сам этого не хочет, как бы его ни уговаривали, ни просили, ни требовали. Это его игрушки, и он сам решает, что с ними делать.
А еще важно объяснить ребенку, что у его поступков есть последствия, и если он зимой отдаст кому-нибудь свою шапку, то он замерзнет и может заболеть. Так что, если ребенок по доброй воли делится своим игрушками с другими детьми и при этом он счастлив, то тут нет никаких проблем. Но если у него отнимают игрушки, специально их ломают и портят, то уже нужно разбираться с родителями детей, которые так поступают.