Родители могут сами заподозрить у ребенка дискалькулию, если знают, на что обращать внимание.
«Прежде всего — на неспособность к быстрому распознаванию количества предметов в поле зрения, — объясняет Наталья Куликова. — Например, ребенок не может сказать, сколько яблок лежит на столе, пока не пересчитает их по одному. Во-вторых, на сложность в понимании любых арифметических действий с цифрами. Написанные цифры могут ничего не значить, пока ребенок не пересчитает и не сложит предметы. В-третьих, важно помнить, что таким детям очень сложно дается понимание течения времени и пройденного расстояния. И, наконец, зачастую вместе с дискалькулией возникают проблемы с координацией движений».
Еще из того, что может насторожить на практике: ребенок не может соотнести цифру с количеством предметов. То есть, он скажет, что на столе 5 яблок, но написать это не сможет — для него цифра 5 только закорючка, и ничего больше.
Если мы говорим уже о школьнике, он путает арифметические знаки, не может запомнить порядок выполнения действий, а таблица умножения для него вообще — мучение, при том, что с памятью в обычной жизни проблем нет.
«Если вы заподозрили у ребенка дискалькулию, то нужно обратиться к специалисту, — говорит эксперт. — Диагностикой и коррекцией занимаются логопеды. Но можно и дополнительно самостоятельно помочь ребенку. Математически способности отлично развивает игра в „магазин“, сортировка предметов, счет с помощью предметов (в том числе и счетными палочками), а также игры с часами, когда ребенок переводит стрелку от одной цифры к другой, называя их».