Материнский голос в слуховой терапии

Материнский голос в слуховой терапии

31.10.2019 Alina
Фото №1 - Материнский голос в слуховой терапии

Слух у ребенка начинает формироваться на 5-й неделе внутриутробного развития. Окруженный околоплодными водами будущий малыш воспринимает звуки как вибрацию. Потому считается, что примерно до 20-й недели беременности кроха воспринимает все через пульсацию.

С 16-й по 20-ую неделю беременности у будущего ребенка формируется орган слуха – внутреннее ухо. Работать оно начинает с 20-й недели беременности. С этого момента звуковые волны начинают ощущаться как слуховые ощущения. Малыш начинает различать высоту (частоту) и интенсивность (громкость) звука. До ребенка доходят отдельные шумы материнского организма (пульсация крови, сердцебиение мамы) и звуки, поступающие извне. Последние доходят ослабленными, так как водная среда (околоплодные воды) гасит звуковые волны. Из всех доходящих до него звуков малыш лучше всего воспринимает голос мамы, так как он не проходит через водную среду, искажающую звуки.

С 26-27-й недели беременности у будущего ребенка появляется реакция на звуки. По мере развития слуха кроха учится определять источник звука, привыкает к определенному ритму речи и учится распознавать голос мамы, постепенно он начинает выделять мамин голос среди прочих шумов. По этой причине новорожденный быстро узнает мамин голос и выделяет его.

После 32-й недели беременности кроха начинает поворачивать голову в сторону источника звука. Считается, что с этого момента малыш уже способен запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.

Мама превыше всего

Американские ученые провели интересный эксперимент: они предложили будущим мамам с 34-й недели беременности дважды в день читать своему будущему крохе вслух одно и то же стихотворение. Затем, когда у этих женщин дети появились на свет, новорожденным надели наушники и дали соску-датчик, которую соединили со специальным устройством. Устройство в зависимости от интенсивности сосания могло переключаться и предлагать разные стихотворения, причем прочитанные не только матерью. И каждый раз младенцы старались сосать так, чтобы попасть на стихотворение, которое они слышали в последние недели внутриутробного развития и прочитанное именно мамой.

Отсюда вывод: еще находясь в животе, малыш узнает голос мамы. И если в ее голосе появляются тревожные нотки, ребенок чувствует опасность. Если мама спокойна, то по ее безмятежному голосу и интонациям ребенок понимает, что он в безопасности.

Приятно послушать

К началу 2-го месяца жизни ребенок уже поворачивает голову и глаза в сторону источника звука. Значит, у него формируется слухо-моторная координация. Примерно в то же время формируется условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковые раздражители. Позже малыш начинает различать высокие и низкие звуки. Кроме того, он очень эмоционально реагирует на обращенную к нему речь, ориентируясь прежде всего на интонацию.

Французскому врачу-отоларингологу Альфреду Томатису на основании таких наблюдений удалось доказать, что орган слуха малыша не пропускает низкие тоновые звуки, которые могут навредить слуху, но пропускает высокие частоты. И прежде всего потому, что с их помощью легче передать информацию в мозг.

Томатис также много экспериментировал с голосами мам малышей. Он записывал эти голоса, отфильтровав частоты таким образом, словно ребенок слышит маму, находясь в ее животике, и использовал этот эффект в процессе обучения ребенка активному слушанию. По реакции слушателей стало ясно, что материнский голос обладает сильнейшим воздействием: дети успокаиваются, проявляют больше любви, особенно к маме. У приемных детей в таком случае улучшается контакт с приемными родителями.
Особенно эффективным этот метод оказался при решении поведенческих проблем и устранении трудностей в обучении. Дети, которые прошли слуховую терапию, показали хорошие навыки чтения, улучшили показатели IQ (коэффициент умственного развития), процесс восприятия информации и стали четче устно выражать свои мысли и чувства.