«Не дергай кота за хвост!» Как без травм подружить питомца и младенца

«Не дергай кота за хвост!» Как без травм подружить питомца и младенца

31.10.2019 Marina
«Не дергай кота за хвост!» Как без травм подружить питомца и младенца

Getty Images

Как только ребенок научился ползать, а потом и ходить, у него появляется все больше знакомцев. Это и утки с голубями, которых он кормит булочкой, бабочки, гусеницы и божьи коровки, обнаруженные в траве, и, конечно, домашние питомцы, с которыми можно поиграть. Весь окружающий животный мир, с которым соприкасается ребенок, превращается для родителей в помощников, воспитывающих умение проявлять любовь, доброту и ответственность. Однако все эти важные качества приходят к малышу со временем. И, перефразируя известное выражение, важно, чтобы в период взросления, при съемках этого фильма ни одно живое существо, в том числе и сам ребенок, не пострадало.

Маленький экспериментатор

Знакомясь с миром, ребенок первым делом пробует его в прямом смысле слова на зуб — испытывает на прочность и возможность ответной реакции. Придавить жучка или погонять по комнате испуганного кота — все это для него обретение нового опыта. Совсем маленькие дети не вполне способны проявить эмпатию к пострадавшему существу, ведь они не в состоянии осознать, что животному может быть так же больно, как и им. Кроме того, дети путают живое с неживым — то есть часто до пяти лет им присущ так называемый детский анимизм.

«Дети считают, что боли и смерти просто нет и все вокруг наделено жизнью, — говорит психотерапевт Татьяна Мизинова. — Они свободно разговаривают с неодушевленными предметами. По мере взросления любое физическое движение для них означает жизнь — так дети считают, что вода и огонь тоже живые. И лишь к пяти-семи годам появляется разделение на живое и неживое и осознание того, что живое — смертно».

И понимание того, что попытка прищемить кота дверью — это не веселая игра в «кто кого» и может иметь для животного серьезные последствия, приходит лишь по мере взросления ребенка.

«Не дергай кота за хвост!» Как без травм подружить питомца и младенца

Yuri_Arcurs/Getty Images

Ребенку очень важно чувствовать, что он в семье стоит на первом месте. А пес или кот — это ваш общий друг, член семьи, о котором все, включая малыша, должны заботиться.

Как же быть, видя, что ребенок заходит слишком далеко? Некоторые родители, например, для подлинной наглядности выбирают метод «зуб за зуб». Сделал больно собаке — и тебя мы тут же шлепнем в ответ. Попутно объясняя, что собачке точно так же больно и обидно. «Однако двух-, трехлетний ребенок не готов связать оба эти события, − утверждает Татьяна Мизинова. − Он расстраивается, плачет, и в результате в подсознании малыша может зафиксироваться лишь одно: за прикосновение к животному последует наказание». Безусловно, важно следить за тем, как общаются ребята и зверята, стараясь не допускать между ними конфликтов. Однако если случилось так, что животное вольно или невольно обидели, необходимо ясно и строго сказать о недопустимости такого обращения, но не травмируя ребенка и не вызывая негативных ассоциаций с животным. «Важно терпеливо снова и снова объяснять, что происходит или может произойти с животным, − напоминает Татьяна Мизинова. − Вполне можно провести параллель с тем, что ребенок пережил сам: «Ты помнишь, как тебе было больно, когда ты прижал пальчик дверью? Киса чувствует то же самое, когда ты тянешь ее за ушко. Она обидится на нас и уйдет». Применяя же так называемый «симметричный удар», то есть заставляя немедленно самому испытать то, что чувствует животное, мы не воспитаем в ребенке любви и сочувствия.

«Не дергай кота за хвост!» Как без травм подружить питомца и младенца

Victòria Peñafiel/Getty Images

Почему он так жесток?

Подчас родители очень болезненно реагируют на то, что ребенок, как им кажется, растет таким недобрым. Некоторые даже не могут отделаться от внутреннего вопроса — не растят ли они, откровенно говоря, маленького садиста? Тем самым попадают в собственную ловушку, ведь ребенок начинает чувствовать недоверие и постоянное недовольство. «Есть принципиальная разница между условно «плохим ребенком» и плохими поступками, − говорит Татьяна Мизинова. − Если ребенок совершает, по мнению родителей, нечто ужасное, то худшее, что они могут сделать, это занести его в «черный лист» и отказываться видеть и поддерживать в нем после этого лучшие черты. Между тем даже самые добрые и послушные дети совершают дурные поступки. Главную роль всегда играет воспитание. И даже если ребенок от природы вспыльчив и несдержан, важно помочь ему справляться с приступами агрессии и переводить ее в конструктивное русло. Это означает прежде всего учиться выражать свою обиду в словах и получать со стороны близких сопереживание. Важно также научить малыша сбрасывать энергию в подвижных играх, которые при этом никому не вредят. «Будет ли ребенок, повзрослев, пинать боксерскую грушу и соперников на ринге, получая за это уважение и награды, или направит эту энергию на соседскую собачку или гнездо птиц — зависит во многом от того, какие установки он получит в своей семье», − напоминает Татьяна Мизинова.

Сместить гнев

Ребенок не может противостоять взрослому, который на него сердится и время от времени наказывает. И тут находится четвероногий крайний, которого малыш в семейной иерархии воспринимает ниже себя по рангу. «Обижая животное, ребенок таким образом может вымещать раздражение и злость, которые он испытывает в отношении родителей, − предупреждает Татьяна Мизинова. − Часто дети буквально повторяют слова и действия взрослых. Изрисовал ребенок обои — в наказание его отругали и поставили в угол. Точно так же по лапам от ребенка получит кот, которому передается мамино послание: „Что же ты наделал, руки тебе оторвать!“ Кроме того, маленький ребенок обладает магическим мышлением: он верит в сказку, где Красную Шапочку съели, а потом достали из живота волка, поэтому в угрозе оторвать руки он не видит ничего непоправимого. Если мама хотела проделать это с ним, то почему нельзя повторить то же самое с кошачьими лапами?»

Любой конфликт с ребенком необходимо разрешить до конца, не оставляя маленького человека наедине с мучительной обидой, и после ссоры непременно мириться. Порой стоит и извиниться за свою излишнюю горячность. Малыш должен иметь право на проявление любых чувств, в том числе и негативных, однако важно объяснить, что, если в следующий раз ему захочется кого-то наказать, он может поиграть в это с любой игрушкой. И самое главное − малыша не должна покидать уверенность: что бы ни происходило, он вами всегда любим.

«Нет, нет и нет!»

С это фразой сталкиваются все без исключения родители, а в период возрастных кризисов именно так ребенок встречает просьбы, призывы и запреты. В такие периоды достается в буквальном смысле всем членам семьи, в том числе и живности. «Малыш прекрасно знает, что кошку нельзя гонять по комнате, но своим поведением тестирует окружение на прочность границ дозволенного, − напоминает Татьяна Мизинова. − Это вполне естественный этап взросления и познания себя в мире. Все, что необходимо родителям, — это запастись терпением и отстаивать эти границы. Если ребенку что-то запрещается, то это должны соблюдать все члены семьи». В период так называемого кризиса трех лет у детей начинает формироваться независимость и самостоятельность. Поэтому список того, что действительно нельзя, стоит свести к разумному минимуму и позволять в чем-то проявить инициативу и свою волю. Однако во всем, что касается безопасности малыша и его окружения, в частности домашних питомцев, всей семье важно занять единую и непреклонную позицию.

«Не дергай кота за хвост!» Как без травм подружить питомца и младенца

Peopleimages/Getty Images

«Я лучше собаки!»

Все мы помним эту обиженную фразу, в сердцах брошенную Карлсоном. Порой так же себя ощущает ребенок, откровенно ревнуя вас к животному, претендующему на ваше внимание. Таким образом, ребенок дает понять, что именно сейчас ему недостает любви и ласки. «Совершенно неожиданно сын стал отгонять от меня нашего пса Джека, с которым с рождения они играли вместе, − говорит Ирина, мама Пети (2 г. 8 мес.). − Он не дает его расчесать, помыть лапы, а если я пытаюсь погладить собаку — плачет, просится ко мне на руки, а порой пытается ударить Джека. А ведь раньше он его так любил!»

Даже если вам кажется, что вы посвящаете ребенку все свое свободное время, в определенные моменты жизни его потребность в вашем внимании может быть буквально беспредельна. Все мамы прекрасно знают эти неожиданные периоды страха расставания буквально на минуту, когда малыш хочет беспрерывно держать вас в поле внимания. А еще лучше — иметь непрекращающийся физический контакт: сидеть на ручках, обниматься, спать только вместе. И в это время он, конечно, особенно остро воспринимает то, что мама отвлекается от него на кошку или собаку.

Выход тут один: ребенку важно чувствовать, что он на первом месте. А пес или кот — это ваш общий друг, член семьи, о котором все, включая малыша, должны заботиться. Рассказывайте животному в присутствии ребенка о том, какие у вас замечательные сын или дочка, что они уже умеют и как вы гордитесь ими. Можно также вслух «напомнить» питомцу о том, что «Саша тебя тоже очень любит, ведь ты — его верный друг».

От трех до шести лет недружелюбное отношение к домашним животным может усугубляться периодом так называемого эдипова комплекса. Это время, когда ребенок желает безраздельно обладать любовью родителя противоположного пола и пытается всеми силами оттеснить конкурентов, будь то другой родитель, братья с сестрами или даже домашний питомец. И если папа, приходя с работы, первым делом треплет за ухо примчавшегося к нему пса, то у маленький дочки это мгновенно вызывает гнев. И при первой возможности она попробует отомстить собачке, которая «отнимает» любимого родителя.

Дети остро чувствуют обстановку в семье и, если в ней царит неспокойная атмосфера, воспринимают это крайне болезненно. Они пытаются сбросить страхи и волнение грубым поведением. И под удар попадают те, кто заведомо слабее, в том числе домашние питомцы.

«Не дергай кота за хвост!» Как без травм подружить питомца и младенца

Getty Images