Нейропсихолог: «Ребенка с дислексией могут в школе записать в отстающие»

Нейропсихолог: «Ребенка с дислексией могут в школе записать в отстающие»

02.02.2022 Lora
Фото №1 - Нейропсихолог: «Ребенка с дислексией могут в школе записать в отстающие»

Getty Images

Хорошо, когда ребенок начинает читать без особых усилий: просто и естественно. От родителей требуется лишь показать буквы, а дальше некоторые дети даже пропускают этапы слогов и простых слов и через пару месяцев уже сами читают какие-то несложные книжки.

Если это про ваше чадо — радуйтесь и гордитесь. Но есть и другие ситуации, и они встречаются чаще. Когда лет в 5-6 родители пытаются научить читать, бьются месяцами, и все никак.

Нужно ли в таком случае срочно обращаться к специалисту и как растормошить нечитающего ребенка — в эфире «Детского радио» рассказала нейропсихолог Ксения Вотякова.

«В среднем ребенок должен и может начать читать после семи лет. Подгонять его не надо, процесс чтения обеспечивает сложные мозговые процессы. Взрослые недооценивают его сложность, потому что у них навык чтения доведен до уровня автоматизма. Но для ребенка это, как если бы вы пытались прочитать книгу на иностранном языке, владея уровнем Intermediate, не выше. Нужно выполнить несколько задач: надо правильно прочитать слово, вспомнить его значение, соотнести грамматические структуры, понять смысл! Поэтому, если вы учите, а у малыша, все никак не клеится, я бы посоветовала немного подождать».

Эксперт сетует, что в современном мире большинство школ требует, чтобы ребенок уже научился читать до школы. В идеале ребенку, у которого не сложилось с чтение до школы, нужно заново познакомиться с буквами лет в 7. Но в таком случае есть риск отстать от школьной программы. Детям, конечно, показывают буквы, когда учат писать, но время на непосредственно обучение чтению в школьной программе практически не заложено. И если ребенок в первом классе начинает читать с нуля, то он не успеет закрепить этот навык.

«Фактически во втором полугодии первого класса от детей ожидают, что они неплохо читают: 20-30 слов в минуту. Если вы знаете, что ваш ребенок медлительный и ему нужно больше времени на освоение сложных навыков, он может оказаться в группе риска, как это ни парадоксально для наших школ», — говорит Ксения Вотякова.

Как подготовить дошкольника к чтению?

  • Развивать пространственные представления: чтобы ребенок хорошо различал верх-низ, право-лево. Это можно делать в двигательных играх, когда вы просите ребенка поднять левую руку, топнуть правой ногой. Так же помогут конструкторы и конструктивная деятельность. К школе будущий ученик должен хорошо ориентироваться в пространстве и на на листе бумаги. Это поможет быстро распознавать буквы, избежать зеркального письма, служат основой для понимания предложных конструкции, так важные для понимания математических задач

  • Развивать зрительное внимание ребенка. Например, можно играть в настольные игры на внимание («Барабашка», «Доббль», «Паника в лаборатории»), задания «Найди 10 отличий», разглядывать книжки-виммельбухи

  • Тренировать память. Можно играть в «Парочки», или вспоминать и пересказывать сказку, которую только что прочитали. 

  • Развивать смысловую сторону речи:  обсуждать сюжет сказки, намерения героев, попросить ребенка придумать свое название для книги, или даже продолжение. 

  • Развивать слуховое внимание. Много читать вслух, включать ребенку аудиосказки и аудиоспектакли, обсуждать прочитанное. Проговаривать скороговорки, на слух учиться различать звуки природы, животных, музыкальных инструментов. Логопеды называют это профилактикой дислексии — нарушений фонематического слуха.

Фото №2 - Нейропсихолог: «Ребенка с дислексией могут в школе записать в отстающие»

Getty Images

Хорошо, если ребенок вскоре после поступления в школу «дорастет» до чтения. Когда дозреют все необходимые связи в структурах головного мозга, он нагонит остальных ребят и ничем не будет от них отличаться. Но есть ситуации, когда ребенку нужна помощь специалистов, обычно это становится очевидным к началу второго класса.

Три основных жалобы при дислексии: читает, но очень медленно, читает, но делает много ошибок и читает, но не может передать смысл прочитанного.

А потом проблемы нарастают, как снежный ком: то все предложения с маленькой буквы написал, то делаешь ошибки в ударных гласных, снижается успеваемость по математике, потому что нужно решать текстовые задачи. Ребенок может получить клеймо — лодырь и дурак.  Но на самом деле дети с расстройством языка и речи, таким как дислексия, изначально мотивированы учиться и их интеллект не снижен. Нарушается их способность читать и писать, нежелание учиться появляется обычно как следствие того, что учиться в школе слишком тяжело.

«Представьте, что учитель говорит написать предложение: «По дороге ехала красная машина», — объясняет Ксения Вотякова. — Я из этого звукового ряда должна вычленить слова и представить их как целостные звуковые образы. После этого слуховая кора опознает слово и переведет образ в ряд букв. Затем моторная кора и участки мозга, которые отвечают за серийную организацию движения, дают приказ мышцам кисти и руки, что нужно писать, с какой степенью нажима, сколько палочек и крючков. А префронтальные отделы лобной коры параллельно работают со смысловой стороной речи, чтобы не написать «по небу ехала красная машина».

И в каждом из этих этапов процесса письма  может какой-то механизм сломаться. Очень часто дети не различают звуки, не могут понять из каких звуков состоит этот звуковой образ, не актуализируют правильную букву. Не могут, если читают текст, правильно структурировать его по предложениям. Им может не хватать ресурсов внимания на то, чтобы одновременно писать без ошибок и удерживать в памяти само предложение. Могут быть сложности именно с грамматикой, или с правильным пониманием смысла конкретных слов в контексте и смысла всего предложения.   У части детей может быть не автоматизирован зрительный образ буквы — дети будут писать их зеркально».

Многие взрослые люди с дислексией описывают свои ощущения во время чтения, как будто бы буквы пляшут, меняются местами.

Как исправить ситуацию?

Важно вмешаться, как можно раньше. Если во втором классе ребенок все еще медленно и неуверенно читает или не понимает смысл прочитанного, это уже не просто звоночек, а звон колокола. На этом этапе нужна помощь психолога, нейропсихолога, логопеда, возможно консультация невролога, чтобы исключить другие расстройства.

Кроме того, детям с дислексией, пока навык чтения не будет сформирован, нужно больше времени, чтобы освоить школьную программу осваивать школьную программу. Но так как ради него одного класс притормаживать не будет, есть два способа: либо дополнительно разбирать тему дома по несколько раз, либо проходить ее по учебнику заранее, чтобы в классе школьник уже был подготовлен.

Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «Каждый родитель желает знать».