Нужно ли делать уроки вместе с ребенком: мнение педагога

Нужно ли делать уроки вместе с ребенком: мнение педагога

22.10.2020 Ilona

Казалось бы, школьные годы забыты как страшный сон. Однако вы вновь чувствуете себя школьником, потому что делаете домашнюю работу уже со своим ребенком. Хотя меньшее, что хотелось бы делать вечером после работы, это сидеть за учебниками.

Домашнее задание с ребенком: делать или нет

Getty Images

Многие родители считают, что домашнее задание с ребенком — это кошмар. Однако оставить школяра один на один с уроками они не могут, иначе все закончится двойками и выговором учителей. Так как же безболезненно переложить ответственность за домашнюю работу на детей и прекратить ежедневные родительские мучения?

Помогать или нет?

Многие родители слишком ревностно подходят к обучению детей. Им важно, чтобы ребенок приносил хорошие оценки, и домашнее задание становится семейной ношей до выпускного. Когда родители перестают справляться с уровнем нагрузки, к «домашке» привлекают репетиторов. В результате часто ребенок с хорошей успеваемостью оказывается абсолютно не приспособлен к самостоятельной работе. Такая медвежья услуга мешает ему учиться в вузе и работать. 

Реальная стратегическая цель домашнего задания — приучить ребенка к самостоятельной работе.

Знания, получаемые в школе, не гарантируют хорошую зарплату и безбедную жизнь. Навыки самоорганизации, самостоятельности, умение обучаться и полезные привычки — вот что предопределяет судьбу ребенка. 

Ребенок должен делать домашнее задание сам, без подсказок, проверок и напоминаний родителей и репетиторов. Ситуация, когда эту работу делают за ребенка, нездоровая.

Представьте: домашняя работа рассчитана всего на 1 день, а что делать со сложными и длительными проектами? Во взрослой жизни чем больше проект, тем больше там нужно разбираться и тем больше груз ответственности. Это требует высокого уровня профессионализма и достойно оплачивается. 

Научить ребенка самостоятельно делать домашнее задание — ваша родительская обязанность. Это самая полезная помощь, которую вы можете оказать вместо того, чтобы помогать детям на каждом шагу. 

Почему ребенок не делает уроки сам?

Вариант 1: он не может

  • потому что не понимает материал (могут быть пробелы в прошлых темах, которые нужно ликвидировать);

  • неразвиты базовые психические процессы (память, внимание, логика). Ребенок не в состоянии сфокусировать внимание на занятии, запоминать фактическую информацию по предметам и понимать ее с данной скоростью и сложностью. Эти навыки можно натренировать на специальных курсах. 

ребенок не хочет делать уроки

Getty Images

Вариант 2: он может, но не хочет

Обратите внимание на мотивацию ребенка. Можно составить с ним письменный договор, по которому вы требуете от ребенка исполнения обязательств и, со своей стороны, готовы выполнять свои. Например, вы хотите, чтобы ребенок исправил все плохие оценки до конца четверти. Если он сделает это, то получит новый скейт (обговорите, что он по-настоящему хочет), а если нарушит условия договора — моет посуду за всеми целый месяц. Главное — не обманывайте ребенка и не обещайте того, что не сможете выполнить. Инструмент договора приучает к самостоятельности, ответственности за свои поступки и достижению целей. 

Вариант 3: проблемы с учителем

Дети понимают материал, но есть конфликт с учителем. Некоторые, не уловив формулировку задания, стесняются переспросить. Эти сложности решить проще. 

3 главные проблемы при выполнении домашнего задания

1. Ребенок делает все задания, но допускает много ошибок

Научите его самостоятельной проверке. Ребенок любит мармеладных мишек? Поощряйте только безошибочное выполнение. Например, решил без ошибок — получил 10 мармеладок, одна ошибка — 5 штук, две ошибки — ни одной. Если ребенок успешно проверяет себя и в течение недели не допускал ошибок — заслужил что-то более масштабное. Например, любимую пиццу. 

2. Ребенок делает задания очень медленно и часто отвлекается

Вот он полежал, поиграл на планшете, погладил кота. Время идет, а к работе ребенок и не притрагивался. В этом случае поощряйте именно скорость и правильность выполнения. Научите детей планировать и засекать время. И если, к примеру, справится до 6 вечера, организуйте домашний кинопоказ, позволив ребенку выбрать фильм. 

ребенок не хочет делать уроки

Getty Images

3. Ребенок не касается учебников без родителей или репетитора

Самый плохой вариант, когда ситуация требует срочной корректировки. Репетитор и родители напоминают костыли. Если вы каждый раз помогаете ребенку, то слушать на уроке и размышлять о мотивации он будет меньше. Зачем напрягаться, когда можно выбрать самый простой путь? Зачем что-то делать, если можно сказать: «Я ничего не понимаю. Мама, объясни мне, у тебя школа позади, должна помнить». Получается, что главная школьная функция (привить самостоятельность, научить учиться) игнорируется. 

Как передать ребенку ответственность

Если ребенок всячески вынуждает делать «домашку» за него, развивайте самостоятельность с поэтапным возрастанием нагрузки. Сначала делайте домашнюю работу вместе, передавая самостоятельность по частям. Спросите, понял ли он, как делать упражнение? Если все понятно, пусть напишет ответ самостоятельно. Потом попросите его проверить и делать следующее задание. 

Да, в самом начале придется посидеть с ребенком, направляя его и отвечая на вопросы. Постепенно можно уменьшать контроль. Обсудите вместе, как делать все упражнения сразу. Когда ребенок поймет, пусть решит все сам. Вы сможете заняться своими делами, а ребенок будет делать домашнюю работу, проверять ее и отмечать ошибки.

Научите ребенка записывать накопленные вопросы и приносить на проверку сразу все задания, не отвлекая вас каждые 10 минут. 

Масштаб увеличивайте постепенно. Покажите, как составляется план. Ваша задача — прийти к тому, чтобы ребенок делал домашнее задание от и до: выписывал вопросы и задавал преподавателю, а не родителям. Если вы правильно пройдете этот алгоритм, вы забудете про домашние задания с ребенком. Даже первоклассник (если его обучили верно) не будет привлекать родителей к своим заданиям. Если вы не можете сделать этого самостоятельно, пригласите репетитора и поставьте такую задачу ему.   

ребенок не хочет делать уроки

Getty Images

Как планировать домашнее задание

Дети часто делают задания на завтра бессистемно и поэтому сидят до глубокой ночи. Есть несколько правил, выполняя которые можно перераспределить усилия и значительно облегчить работу над «домашкой». Например, сначала выполняются устные, а потом письменные задания. Сначала нужно поработать на черновике, а потом переписать в чистовик.

Многие предпочитают сначала разделаться со сложными заданиями, но это неправильно. Таким образом можно устать и до простых не добраться вообще. Простые же примеры и упражнения позволят ребенку «разогнаться» и успешнее справиться с заданиями со звездочкой.

Перед выполнением заданий, нужно просканировать все упражнения (точно так же поступать на контрольных), чтобы понять, как их выполнять. Затем спланировать порядок, засечь время и проконтролировать, уложился ли, ребенок, например, за час. Если что-то не выходит, нужно пропустить и вернуться повторно. Выделите специальное место в конце тетради и записывайте вопросы учителю.

Ребенок должен уметь сам находить ответы в учебнике и Интернете. 

Лучше выполнять задания в день, когда оно задано, потому что информация, полученная на уроке, еще не выветрилась. Если сегодня у ребенка была биология, пусть сделает задание в этот же день и повторит задания на завтра (например, математику, русский язык и литературу). Обязательно донесите до ребенка, что такой формат облегчит ему жизнь и поможет работать быстрее.