«Одноклассники перестали дружить с моей девочкой. Единственная подружка — соседка»

«Одноклассники перестали дружить с моей девочкой. Единственная подружка — соседка»

31.10.2019 Marina
«Одноклассники перестали дружить с моей девочкой. Единственная подружка — соседка»

Getty Images/Cultura RF

Моя 10-летняя дочь часто жалуется на то, что у нее нет друзей в классе. С периодичностью раз в неделю успокаиваю ее после очередного конфликта с одноклассницами. Может, она слишком эмоционально и чересчур переживает мелкие ссоры? Но меня беспокоит, что раньше у нас в доме были частые детские сборища, а сейчас они прекратились. Единственная девочка-подружка — это соседка, не одноклассница. Как мне помочь найти дочке контакт с детьми в классе? Не на уровне «привет-пока», а наладить нормальные дружеские отношения?

Кристина, г. Курск

Произошли неприятные перемены в жизни вашей дочки. Чтобы помочь ей выйти из затруднительной ситуации, необходимо найти причину, почему у нее перестало получаться дружить с одноклассниками. Важно выяснить суть ссор. Что именно привело к такой резкой перемене в отношениях с одноклассниками? Почему дети так резко и коллективно отвернулись от нее? Ответы на эти вопросы внесут определенную ясность.

Любые взаимоотношения носят двусторонний характер. Обе стороны в равной степени оказывают воздействие на их развитие. Следовательно, и ответственность за развитие отношений всегда лежит на каждом из них.

Бывают ситуации, когда ребенок-лидер ссорится с одноклассником и настраивает против него весь класс. Если так произошло в классе вашей девочки, то потребуется помощь школьного психолога и классного руководителя для разрешения ситуации.

Можно договориться с родителями одноклассников и организовать для детей общий праздник, поездку, экскурсию, в процессе которых помочь детям помириться и сдружиться. Если вышеперечисленные способы не принесли положительного результата, значит, причина глубже и сложнее.

Давайте рассмотрим несколько возможных причин, препятствующих поддержанию дружеских отношений.

Наиболее частая причина отсутствия друзей среди одноклассников — искаженное восприятие действительности ребенком. Он толкует любое событие как негативное, направленное против него. Ребенок думает, что к нему плохо относятся, чувствует обиду и злость. В ответ начинает обороняться или нападать. В итоге выстраиваются конфликтные, негативно окрашенные отношения со сверстниками, что в результате приводит к потере друзей.

Резкое изменение восприятия действительности ребенком может быть связанно с перенесенными сильным стрессом, черепно-мозговой травмой, сотрясением мозга, болезнью с высокой температурой. Все эти факторы могут значительно повлиять на взаимоотношения с детьми.

Причиной потери друзей среди одноклассников могут быть некие своеобразные особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Такой ребенок к 10 годам может сильно отличаться от одноклассников. Дети взрослеют, умнеют и, в итоге, замечают значительное отличие его от них. Им не понятен этот феномен, но и очень интересен одновременно. Ребенок с задержкой развития эмоционально-волевой сферы не чувствует собеседника, не понимает намеков и может, сам того не желая, обидеть товарища. Такому ребенку сложно контролировать свои эмоции и потребности. Он зачастую очень сильно обеспокоен собой и тем, как ему самому будет лучше, но при этом не думает о других.

Тогда возникают ссоры. Дети не понимают, что у другого ребенка проблемы в развитии. Они убеждены, что ребенок специально так плохо и несправедливо общается с ними, не думает о них, не дорожит их дружбой.

Причиной сложностей общения с другими детьми могут быть и сложные взаимоотношения ребенка с родителями. Тогда он неосознанно переносит свои проблемные способы взаимоотношений с родителем на контакты с друзьями. Например, если мама часто выражает свое недовольство ребенком, ребенок отрабатывает эту «сцену» с ровесниками, выказывая свое недовольство ими, либо предпринимает действия, неприятные друзьям, неосознанно желая получить их неодобрение.