Принято считать, что к детсадовскому возрасту ребенок должен научиться решать простые бытовые задачи: пользоваться столовыми приборами, мыть руки, убирать игрушки. Отчасти так и есть. Человек проходит определенные стадия развития, об этом можно почитать, скажем, у советского психолога Льва Выготского, описавшего их с поразительной точностью. Известно, когда примерно ребенок начинает поднимать голову, встает на ноги, когда более-менее развивается мелкая моторика и он может справиться с «молнией» или пуговицами.
Многие бытовые навыки действительно формируются в три года, равно как другие — в пять лет, в семь, в двенадцать, в течение всей жизни. Три года — вообще удивительный возраст: ребенок, например, понимает, что, помимо него, есть другие люди, есть целый мир. До этого дети, играя в прятки, закрывают глаза ладошкой и думают, что спрятались. И только потом приходит осознание: если не вижу я, это не значит, что меня никто не видит. В три года человек впитывает все как губка, легко учится и перенимает модели поведения родителей.