«Платила ребенку за хорошие оценки, теперь ничего не хочет делать без денег»

«Платила ребенку за хорошие оценки, теперь ничего не хочет делать без денег»

15.09.2021 Barbara
платить за хорошие оценки в школе

Getty Images

«Поощрять сына-четвероклассника за хорошие оценки — это была моя идея. Мне показалось, что в какой-то момент ему стало скучно учиться, он начал лениться, перестал делать домашние задания. И скатился на тройки. А быть все время рядом, чтобы его контролировать, мы с мужем не можем. Пришлось искать мотивацию.

Оговорюсь, я, правда считаю, что учеба — это как наша работа, а значит поощрение — это зарплата. Но прежде, чем ввести систему, мне пришлось выдержать битву с мужем. В его мире учеба — обязанность, такая же, как почистить зубы, умыться, и так далее.

В итоге договорились: 100 рублей за «пятерку», 50 — за «четверку». Если неделя окончена без плохих оценок, ребенок получает бонус — еще 200 рублей. Муж, правда, настоял на том, чтобы добавить и систему штрафов за плохие оценки.

Сначала сын был в восторге. Он уже мысленно потратил потенциальную прибыль. За первую неделю эксперимента он заработал 750 рублей!

Еще пару недель все шло гладко. А потом мне позвонила учительница. Ребенок получил тройку за контрольную и устроил на уроке истерику, умоляя не ставить ему плохую оценку.

Так стыдно мне еще никогда не было. Кажется, она подумала, что мы лупим парня за неуды. Я, конечно, попыталась сгладить ситуацию, но помогло плохо.

«А я говорил, — глубокомысленно изрек муж. — Погоди, еще начнет врать и вообще пальцем бесплатно не пошевелит».

Накаркал! До откровенного вранья, конечно, сын не скатился — электронный дневник держит в тонусе, оценки спрятать невозможно. Но стал более нервным, дерганым. Успехи стал измерять количеством оценок.

А недавно предложил взять на себя дополнительные домашние обязанности. Конечно, не бесплатно. Что-то мне это уже все не нравится.

Теперь я не знаю, как лучше наладить систему. Отказываться от нее совсем не хочется — сын стал лучше учиться. Но теперь мне уже на эти пятерки все равно, кажется, я многое сама испортила…»

«Первые карманные деньги ребенку можно давать, когда он идет в первый класс. В среднем ребенку шести-семи лет будет достаточно 300-500 рублей своих карманных денег, включая так называемые поощрения за сверхусилия или финансовую мотивацию за пятерки.

Такие поощрения допустимы, если родители ставят перед собой цель научить ребенка планировать личный бюджет и распоряжаться своими деньгами. В этом возрасте ребенку можно подарить первую копилку или завести детскую банковскую карту.

Важно понимать, что поощрение за пятерки, особенно если ребенок плохо учится, не должно быть его единственными карманными деньгами.

Установите лимит, например от 500 до 700 рублей в неделю, и в эту сумму включите возможное поощрение за пятерки.

Многие родители боятся, что при такой системе мотивации рано или поздно столкнутся с шантажом со стороны ребенка, который будет требовать денег за любые усилия: уборку, выгул собаки, поход в магазин за продуктами. Чтобы этого не произошло, нужно научить ребенка выстраивать отношения с деньгами: на первом этапе объяснить, что такое зарплата, как родители распределяют деньги в семье — сколько обязательных выплат и сколько свободных денег. Когда ребенок станет постарше, ему можно объяснить, что такое кредит, доход, почему в магазинах разные цены и так далее.

Естественно, давать ребенку информацию лучше постепенно и не только на уровне семьи, но и в школе. С 2022 года в российских школах обещают ввести обязательное преподавание финансовой грамотности. Это поможет родителям сформировать у ребенка системные знания о ведении личного бюджета с ранних лет».

«Вопросы понимания денег как ценности, как средства обмена возникают примерно в 9-10 лет. В связи с этим подобный способ поощрения становится актуальным именно с этого возраста. Другое дело, что оплата за пятерку или четверку в виде разовой акции в подростковом возрасте может рассматриваться как детское отношение к самому подростку.

Сопротивление и эмоциональную бурю вызывают в таком случае наказания в виде «штрафов» за удовлетворительные и неудовлетворительные оценки. Дело в том, что двойка — это уже штраф за невыполнение задание. Денежное лишение в таком случае воспринимается, как двойное наказание. Особенно обидно, когда школьник считает двойку незаслуженной. Это ведет к спорам за оценки в школе и дома.

Если речь идет о денежном поощрении, то можно развернуть это в более спокойный и долгосрочный формат без наказания.  К примеру, определенную сумму денег выдавать по завершению периода обучения (четверти, триместра) без троек. Второй вариант — договоренность о покупке важной для ребенка вещи, гаджета, или аксессуаров к нему. Третий вариант — возможность совместной поездки туда, куда ребенок мечтает попасть.

Возможны и другие подходы, а возможно и чередование перечисленных. Для каждой семьи это будет индивидуально с учетом двух аспектов: можно ли конкретного ребенка мотивировать на успешную учебу и какое отношение к денежной мотивации в семье. Но главное — это то, что в основе ваших отношений с ребенком будет любовь, учитывание обоюдных интересов и работа на результат вместо системы контроля и штрафных санкций».