После 3-х уже поздно? Психолог назвала неожиданные последствия раннего развития

После 3-х уже поздно? Психолог назвала неожиданные последствия раннего развития

12.05.2021 Ilona
раннее развитие детей 1-3 года психология, после трех уже поздно за и против

Getty Images

Книга Масару Ибуку «После трех уже поздно» наделала много шума, запустив гонку среди родителей. Главный вывод японского автора: до трех лет мозг ребенка впитывает новые знания как губка, поэтому заниматься развитием малыша нужно с рождения.

Заразившись идеями автора, молодые мамы с пеленок учат детей чтению, математике и языкам. А если ребенок не хочет заниматься или не показывает ожидаемых результатов, пытаются поставить диагноз, бегая по всевозможным врачам.

Нужно ли на самом деле развивать малыша, едва он родился и как подобные занятия влияют на психику младенца — узнали у психолога.

Не развиваете ребенка, значит, вы плохая мать?

раннее развитие ребенка

Getty Images

Ребенок еще в утробе, а будущие родители уже закупаются игрушками-развивашками. После рождения по специальным системам учат читать, разговаривают на английском, показывают карточки с предметами. В полгода отдают на курсы раннего развития. Ведь только опытные педагоги могут правильно развить ребенка и дать ему необходимую базу.

На деле эти занятия нужны исключительно для вашего спокойствия. Мамы и папы думают: если они не дают всего необходимого для развития ребенка, значит, они плохие родители.

Возможно, причина в вашем детстве, когда родители постоянно стремились вас чем-то занять, хотели, чтобы вы соответствовали определенным требованиям. Возможно, на вас давят другие мамы, которые хвастаются достижениями детей, рассказывают о занятиях, на которые они ходят. Какой бы ни была причина, это не повод изменять ребенка, это повод поискать причину в себе.

Как на самом деле развивается ребенок

Реклама детских развивашек часто уверяет: если к определенному возрасту не освоить определенный навык, наверстать упущенное очень сложно. Отчасти это правда: когда с ребенком ничем не занимаются, игнорируют его потребности и запросы, ему действительно сложнее развиваться. Такими, например, растут дети в детских домах или неблагополучных семьях, в которых не всегда удовлетворяются базовые потребности ребенка в еде и безопасности.

Когда малышу ничего не угрожает, он сыт и одет, у него есть игрушки для его возраста, этого уже достаточно, чтобы он рос и развивался в соответствии с нормами.

раннее развитие ребенка

Getty Images

Дети приходят в этот мир чистыми листами, на который мы записываем привычки и навыки. Эти навыки мы нанизываем, как бусины на нитку, один за другим. Поэтому, чтобы освоить чтение, нужно сначала узнать буквы и слоги, получить хороший пассивный и активный словарный запас.

Если мы форсируем развитие, учим малыша читать по модным методикам, в которых ребенок запоминает слово целиком, в будущем ему будет сложнее читать и писать.

Часто родители сверяют детей с таблицами развития из Интернета. Однако в специализированной литературе нет четкой привязки к месяцу. В ней не пишут, что в 5 месяцев малыш обязан брать предметы. Там будет написано: ребенок учится захватывать предметы с 4,5 до 6,5 месяцев. Если ваш ребенок не возьмет погремушку в 5 месяцев или не начнет говорить к году, это не повод показывать его врачу. Подождите, и он всему научится.

ВАЖНО!

Но полностью игнорировать нормы развития не стоит. Когда бить тревогу?

1. Ребенок значительно отстает от норм развития. Все его сверстники давно лепят куличики и говорят предложениями, а ваши молчит и ничего не хочет делать? Это повод проконсультироваться с неврологом. Возможно, ребенку нужна медикаментозная поддержка или помощь специалиста.

2. Ребенок хочет, но у него не получается. Вы видите, что он старается и хочет что-то сделать, но не может. Консультация с психологом или дефектологом поможет найти правильный подход и дать толчок развитию ребенка.

Во всех остальных случаях просто оставьте ребенка в покое.

Чем опасно раннее развитие?

Дети развиваются спонтанно и скачкообразно. Еще вчера ребенок не мог найти двух одинаковых бабочек, а сегодня щелкает такие задачки, как орешки. Вмешиваясь в этот процесс и форсируя события, мы нарушаем естественный ход вещей и провоцируем проблемы в будущем. Среди основных последствий:

1. Снижается мотивацию к обучению. Мы загружаем ребенка таким количеством занятий, что у него не остается время на отдых и игру. А без полноценного отдыха невозможно нормальное восстановление и развитие. В итоге уже к школе ребенок не хочет учиться и не понимает, для чего ему это нужно.

раннее развитие ребенка

Getty Images

2. Ребенок не понимает своих желаний. Раннее развитие больше напоминает дрессуру, чем игру. Мы или педагог требуем от малыша определенных действий и в случае успеха даем ему награду. Очень быстро ребенок понимает, что вызывает похвалу, а что — наше недовольство. Чтобы не огорчать взрослых, он делает то, что нравится нам, а не ему. В будущем такому ребенку будет сложнее выражать чувства и понимать свои желания.

3. Теряется спонтанность. Дети часто действуют импульсивно и необдуманно. Ребенок быстро теряет интерес к монотонному занятию, хочет заниматься чем-то другим. Это учит его понимать себя, чувствовать свое тело и свои переживает. Заменив игру на занятия, мы лишаем детей возможности прожить определенные этапы развития. В последствии подросший ребенок столкнется со страхом перед будущим, с проблемой принятия себя и своей телесности, трудностями в общении.

Это не значит, что не нужно заниматься с ребенком. Это значит, что нужно снижать градус родительской тревожности и подходить к занятиям, чтобы это было интересно вам и полезно для малыша.

Как легко и без слез заниматься с ребенком дома

раннее развитие ребенка

Getty Images

1. Следуйте за ребенком. Любое занятие должно быть понятно и доступно малышу. Если у него что-то не получается или он не хочет играть в сортер, а решил собирать пирамидку, дайте ему пирамидку. Пусть в начале он собирает ее неправильно, но он поймет принцип, а потом найдет и закономерность.

2. Не заставляйте и не настаивайте. Маленький ребенок не способен долго концентрироваться на одном деле. Этот навык придет со временем. Если у ребенка не получается что-то сделать и он начинает злиться, не настаивайте. Предложите другое занятие и другую игру. Наблюдайте за малышом. Он сам подскажет вам, чем ему сейчас интересно заниматься.

3. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Наши ожидания не должны стать проблемой для нашего ребенка. Ваш малыш не идеален, и он не ваше продолжение. У него есть свои особенности, свои желания и интересы. Изучайте своего ребенка, ищите его сильные стороны и развивайте их.

4. Создайте развивающую среду. И здесь речь не про пособия и развивашки. У ребенка должен быть доступ к разным предметам: игрушкам, посуде, разным продуктам, растениям, животным и так далее. Чем больше сенсорных впечатлений получает ребенок, тем лучше. Намного интереснее вместе вырастить микрозелень, порезать морковь под присмотром, разложить белье или замесить с мамой тесто, чем смотреть на изображение овощей и сортировать нарисованные предметы. Поход в магазин может стать занятием по поиску и планированию, прогулка — ботанической экскурсией. Просто включите элементы развивающих занятий в повседневные заботы.

5. Найдите время на отдых. Если мы идем в ритме ребенка и чутко откликаемся на его потребности, мы легко найдем время на праздное наблюдение и отдых. Это не значит, что мы потакаем всем капризам ребенка и подстраиваем всю жизнь под него — границы выстраивать обязательно. Это значит, что мы включаем ребенка в семью и ориентируемся на него и его ритмы.

Как выбрать правильные развивашки: 6 правил

раннее развитие ребенка

Getty Images

Если у вас совсем нет времени на занятия с ребенком, вы можете отдать его в школу раннего развития или на общеразвивающие курсы. При выборе таких курсов обратите внимание на 6 пунктов:

  1. педагог нацелен на процесс, а не на получение результата;

  2. ребенок может прервать занятие, сменить вид деятельности;

  3. на одного педагога приходится не больше 5 детей;

  4. в кабинете для занятий есть место, где ребенок может уединиться;

  5. педагог не наказывает детей;

  6. ребенку нравятся занятия.