
Проверьте малыша: как понять, что у младенца отклонения в развитии
30.05.2023
- Источник:
Ваш ребенок не соответствует норме развития, если:
В 4 месяца:
-
Малышу тяжело бегать глазами; один глазик косит или ребенок очень часто сводит их к переносице
До трех месяцев сведение глаз к переносице встречается у многих младенцев: дело в том, что на ранних этапах детки еще не в состоянии полноценно управлять глазными мышцами. Но к четырем месяцам малыш самостоятельно исправляет этот недостаток.
-
Не реагирует на громкие звуки
Младенцы реагируют на резкие звуки, поворачивая голову к источнику шума и закрывая глаза, морщатся и могут заплакать. Если ничего этого нет — проконсультируйтесь с врачом.
-
Не обращает внимания на свои ручки, не рассматривает их (к двум месяцам)
Это умение связано с тем, что дети учатся концентрировать свой взгляд на предметах. Рассматривание ручек свидетельствует о достаточной зрелости глазного аппарата.
-
Не следит взглядом за движущимися предметами (к трем месяцам)
-
Не хватает ручками предметы (к трем месяцам).
-
Не улыбается людям (к трем месяцам)
Улыбка становится для ребенка социальной составляющей к третьему месяцу: малыш не улыбается игрушкам, а вот людям — с удовольствием.
-
Не держит головку (к трем месяцам)
К трем месяцам у малыша уже достаточно крепкие шейные мышцы для того, чтобы самостоятельно, без помощи мамы держать головку.
-
Не агукает и не пытается произнести какие-то звуки (к четырем месяцам)
-
Не тянет предметы в рот (к четырем месяцам)
-
Не старается коснуться пола, не выпрямляет ножки, когда чувствует твердую поверхность (к четырем месяцам)

- Источник:
В 7 месяцев:
-
Вялые мышцы
Ребенок словно тряпичная кукла: сниженный тонус мышц ручек и ножек. В этом случае вам поможет курс массажа, назначенный специалистом (как и в случае с напряженными мышцами).
-
Напряженные мышцы
-
Протягивает только одну ручку
Возможно, одна из ручек была повреждена при родах или у малыша проблемы с позвоночником — именно он отвечает за нормальное функционирование всех частей тела.
-
Голова все еще заваливается назад, когда ребенок пытается сесть
-
Малыш отказывается обниматься
-
Не показывает никакой привязанности к родителям
Как мы уже выяснили, социализация ребенка происходит еще на самых ранних этапах — на втором-третьем месяце. Сначала это улыбка, потом смех и обнимания с родителями, бабушкой и дедушкой. Однако если он не видел близкого человека несколько дней подряд, то может его и забыть: это видно по его настороженному и подозрительному взгляду на «чужака».
-
Непрекращающееся слезоотделение или чувствительность к свету
Возможно, это свидетельствует о воспалительном процессе в слезно-носовом канале, развивающейся аллергии или конъюнктивите.
-
Ребенок испытывает трудности с тем, чтобы поднести предмет ко рту
-
Не может самостоятельно лежа перевернуться на обе стороны (к пяти месяцам)
-
Не может сесть, хотя вы ему помогаете (к шести месяцам)
Этот и два предыдущих пункта могут говорить о том, что у малыша недостаточно хорошо развит позвоночник: он отвечает за развитие равновесия, а без этого невозможны все дальнейшие навыки малыша. В этом случае хорошо помогает массаж и комплекс упражнений, которые вам пропишет специалист
-
Не смеется и не визжит (к шести месяцам).

- Источник:
После 12 месяцев:
-
Не может ползать или делает это, волоча одну сторону тела
-
Не может стоять, хотя вы его поддерживаете
В этом возрасте малыш отрабатывает движения, которые он усвоил до года. Позвоночник уже достаточно развит для самых разнообразных движений, поэтому если даже с вашей помощью ребенок не может устоять на ногах, обязательно посетите специалиста.
-
Не ищет предметы, которые, он понимает, были от него спрятаны
У ребенка появляется интерес к разному роду играм, он с любопытством наблюдает за действиями взрослых (особенно за теми, которые имеют к нему отношение). К этому возрасту малышу нравится взаимодействовать с взрослыми и играть с ними.
-
Не сказал еще ни одного слова
В девять месяцев отдельные повторяемые слоги («ма — ма», «ба — ба») можно воспринимать как слова. К году ребенок не издает больше бессмысленных звуков, а начинает произносить свои первые осмысленные «детские» слова: «гав», «мяу», «гули-гули» и т.д.
-
Не пользуется жестами, такими, как, например, качание головой из стороны в сторону, который означает «нет»
К 8-9 месяцам дети учатся выражать свои желания с помощью языка жестов, потому что он — единственный способ выразить свои желания, не зная еще всех слов и их значений.
-
Не показывает пальчиком на предметы
-
Не научился ходить (к восемнадцати месяцам)
-
Все еще ходит на носочках, хотя научился ходить несколько месяцев назад
Когда ребенок только изучает возможности хождения, он всегда передвигается на цыпочках. Но спустя пару месяцев подключаются и пятки. Если малыш не перестает ходить на носочках, то это может свидетельствовать о повышенной нервной возбудимости. Она может быть следствием недоношенности, гипертонуса или сверхчувствительности. С этим недостатком, как правило, можно легко справиться несколькими курсами массажа.
В 2 года:
-
Ребенок не научился произносить хотя бы 15 слов
К двум годикам ребенок обычно знает примерно 150 слов, поэтому если его словарный запас едва насчитывает 15 слов — это повод серьезно задуматься и посетить врача. Причин задержки развития речи может быть множество: недоношенность, гипоксия, родовая травма или неправильное воспитание.
-
Не использует в речи словосочетания — только отдельные слова
-
Не пытается повторить за вами слова и движения
Тут могут быть проблемы с социализацией: ребенку просто не нравится взаимодействовать с людьми. Но могут быть и медицинские причины, о них вам расскажет врач. Логопеды обычно в таких случаях советуют игры с языком и губами (артикуляционную гимнастику).
-
Не следует простым инструкциям
Это может быть следствием нарушением памяти, внимания или волевого поведения.
-
Не может толкнуть игрушку на колесиках.

- Источник:
В 3 года:
-
Часто падает
К трем годикам ребенок уверенно стоит на ногах. Если же за своим малышом вы такого не наблюдаете (он постоянно спотыкается, падает, плохо держит равновесие), отведите его к неврологу и ортопеду. Невролог может отправить вас на МРТ (может быть поражен мозжечок, который отвечает за координацию движений), а может просто назначить массаж стоп — причины того, что ребенок постоянно падает, могут крыться в совершенно разных сферах.
-
Малышу трудно подниматься/спускаться по лестнице
-
Постоянно несет чепуху или говорит очень неясно
-
Не может построить башенку более чем из четырех кубиков/блоков
-
Ему трудно играть с мелкими предметами
Скорее всего, в этом случае, как и в случае с предыдущим пунктом, у вашего малыша проблемы с мелкой моторикой: посетите невропатолога, он может назначить курс массажа
-
Не может нарисовать круг
-
Не может составлять короткие фразы
-
Ему неинтересно играть в ролевые игры (дочки-матери, врач-пациент)
Как мы уже говорили, дети очень любят наблюдать за действиями взрослых. Постепенно они хотят быть вовлеченными в них, но в силу своего возраста пока не могут играть взрослые роли. Так и появились игры вроде «дочки-матери». Если малыш не заинтересован в них, это может говорить о плохой социализации или об отсутствии привязанности к близким людям (к тем, кому они могли бы подражать).
-
Не проявляет интерес к другим детям
-
Не любит визуальный контакт (не смотрит подолгу в глаза)
-
Не интересуется игрушками
Все эти пункты должны вас насторожить: в три года у ребенка уже можно выявить аутизм. Это серьезное заболевание, которое выражается в отрешенности от окружающего мира, нежелании даже незначительных телесных контактов и социального взаимодействия.