«Эти советы могут быть полезными в краткосрочной перспективе. Но ни к чему хорошему в дальнейшей жизни они вашего ребенка не приведут», — говорит Сеппала.
1. «Сосредоточьтесь на будущем. Думайте о том, что вас ждет завтра или через год»
Мы должны сказать им: живите (или работайте) настоящим моментом.
Ребенок, который постоянно пытается сосредоточиться на будущем — от получения хороших оценок до поступления в вуз, — будет склонен к большему беспокойству и страху. Да, небольшой кратковременный стресс может служить мотиватором. А вот длительный хронический стресс ухудшает здоровье, а также интеллектуальные способности, внимание и память. Так что слишком сильная ориентация на будущее может это самое будущее испортить.
Дети добиваются большего успеха и чувствуют себя счастливее, если они учатся жить в настоящем моменте. А когда люди чувствуют себя счастливыми, они могут быстрее учиться, мыслить более творчески и легче решать проблемы. Исследования показывают, что состояние счастья делает нас на 12% продуктивнее.
Детям, безусловно, хорошо иметь цели, к которым они стремятся. Но вместо того, чтобы побуждать их всегда сосредотачиваться на долгосрочных целях, помогите им сосредоточиться на задаче, которая стоит перед ними прямо сейчас.
2. «Стресс неизбежен во взрослой жизни, учись преодолевать себя»
Мы должны сказать им: научитесь расслабляться.
Дети даже в младшем возрасте испытывают тревогу, беспокоятся об успеваемости, чувствуют необходимость лучше учиться в школе. А взрослые часто говорят детям, что стресс — это неизбежная часть успешной жизни. Мы сами зачастую живем на кофе, работаем все выходные и ничего не успеваем в погоне за успехом. Это плохой пример для детей. Кстати, исследования показывают, что дети, родители которых сталкиваются с выгоранием на работе, чаще, чем их сверстники, испытывают выгорание в школе.
Детей надо обучать навыкам, которые им понадобятся, чтобы быть более устойчивыми к стрессовым ситуациям. Можно использовать такие техники, как медитация , йога и правильное дыхание. Эти инструменты помогают детям научиться задействовать парасимпатическую нервную систему, которая «отдыхает и переваривает», в отличие от реакции на стресс «борись или беги».
3. «Лучший отдых — это смена деятельности. Надо постоянно развиваться»
Мы должны сказать им: получайте удовольствие, ничего не делая.
Даже в свободное время люди в западном обществех склонны ценить положительные эмоции высокой интенсивности (возбуждение), в отличие от эмоций низкой интенсивности (спокойствие). И графики детей часто переполнены внеклассными мероприятиями и семейными прогулками, оставляя мало времени для «ленивого» отдыха.
Нет ничего плохого в веселье, развитии и поиске новых впечатлений. Но возбуждение, как и стресс, сжигает энергию и оставляет меньше ресурсов на время, когда они действительно нужны.
Более того, исследования показывают, что наш мозг придумывает блестящие идеи, именно когда мы не сосредотачиваемся. Заметили, что лучшие мысли, в том числе, и о работе, приходят перед сном, в душе или за утренним кофе?
Поэтому вместо того, чтобы перегружать детей, мы должны давать им время, когда они могут делать то, что хочется. Это может быть игра, чтение книги, прогулка с собакой или просто лежание на диване. Все это поможет им проявить больше творчества и научиться расслабляться и быть счастливыми.