Психолог: «Неважно, что у ребенка в дневнике. Важны его впечатления от школы»

Психолог: «Неважно, что у ребенка в дневнике. Важны его впечатления от школы»

31.10.2019 Inna
Психолог: «Неважно, что у ребенка в дневнике. Важны его впечатления от школы»

Getty Images

Многие родители пытаются понять, как же заставить ребенка учиться. Секрет в том, что не нужно заставлять. Обучение, познание мира — это то, чем дети заняты постоянно, без наших пряников и кнутов. Нужно только поддержать их стремление к новым знаниям и направить его в нужное русло.

1. Здоровое отношение к ошибкам

Чтобы процесс обучения превратился из рутины в развлечение, прежде всего начните обсуждать ошибки. Во многих школах учителя не имеют возможности разобрать ошибки каждого ученика, поэтому только ругают детей, и чаще всего — перед всем классом. Интереса к учебе это не добавляет. Но ситуацию можно исправить!

Ребенку будет легче справляться с критикой и спокойно реагировать на замечания, если дома вы научите его, что ошибки — это не страшно и не стыдно. Покажите пример: рассказывайте вслух о собственных маленьких ошибках — на работе или в бытовых делах — и анализируйте их. Потом переходите к ошибкам ребенка. Хвалите его за обсуждение и особенно за то, что он нашел причину и сделал вывод.

Атмосфера — прежде всего

Получать удовольствие от учебы и получать хорошие оценки — это не одно и то же. Порой отличниками становятся дети, которые совсем не любят учебу. Не так важно, что будет написано у вашего ребенка в дневнике. Важнее то, какие впечатления он принесет с собой из школы. Поэтому учите его радоваться каждому дню, уважать окружающих и их труд, ценить каждое мгновение и искренне благодарить людей.

2. Таблица долгосрочных целей

Краткосрочную мотивацию используют почти все родители: «пока уроки не сделаешь, гулять не пойдешь», «пока задачу не решишь — приставку не получишь», «напишешь сочинение — купим мороженое». Но со временем такой способ мотивации перестает работать.

Для успешной учебы и последующей жизни важнее, чтобы ребенок научился ставить собственные долгосрочные цели. Заведите специальную таблицу задач. «Назначьте» всем заданиям и достижениям баллы и вписывайте заработанные оценки в эту таблицу. Например, за хороший результат на контрольной ребенок может получить 20 баллов, за небольшую помощь в уборке — 5 баллов, за прочитанную книгу — 10 баллов.

В конце месяца пусть ребенок выберет, на что он хочет потратить накопленные очки. Только «цена» должна быть ему заранее известна. Например, за 100 баллов можно отправиться в зоопарк, а за 15 — купить любимые сладости. А можно «отложить» часть баллов и к концу года накопить 500 очков на радиоуправляемый вертолет. Важно, чтобы малыш в любом случае что-то получил. И пусть у него будет много наград совершенно разных по значимости и реальной стоимости.

Психолог: «Неважно, что у ребенка в дневнике. Важны его впечатления от школы»

Getty Images

Зов природы

Гуляйте каждый день, возродите старую привычку собирать гербарий, наблюдайте за облаками и просто дышите воздухом. Конечно, если у вас подросток, его будет сложнее приучить к прогулкам, но ничего невозможного нет. Можно превратить это в модное увлечение. Вместо обычного гербария стоит завести Instagram-аккаунт, посвященный макросъемке необычных растений. Разглядывание облаков замените на бердвотчинг — наблюдение за птицами — для него даже существуют специальные приложения, в которых участники отмечают новые виды, которые встретились им в жизни.

3. Планирование на день

Чтобы ребенок действительно достигал поставленных целей, нужно помочь ему с тайм-менеджментом. Это слово кажется очень «взрослым», но детям тоже важно управлять своим временем.

Когда будете писать свой план на день, покажите его ребенку. Помогите ему создать собственное расписание. Пусть он сам все напишет, а вы только подскажете, как скорректировать план. Объясните, как расставлять приоритеты и определять значимость различных занятий. Запишите и общие дела: долгий вкусный ужин, семейный просмотр кино. Да, развлечения тоже нужно запланировать, чтобы график не состоял из одних только обязанностей. В конце дня проанализируйте вместе, что он успел, что нет и почему.

4. Чтение вместо социальных сетей

Исследование американского психолога и финансового консультанта Томаса Корли показало, что 86% успешных и состоятельных людей каждый день читают книги. Среди тех, кто беден, этой привычкой могут похвастаться только 26%. А ведь любовь к чтению стоит прививать именно в детстве.

Чтобы ребенок искренне полюбил чтение, он должен перенять эту привычку в семье. Невозможно объяснить детям, что чтение полезно и увлекательно, если мама с папой месяцами не берут в руки книг, а вместо этого проводят все свободное время со смартфоном в руках. Пока малыш не умеет или только учится читать сам, можно читать ему вслух, это тоже полезно. Потом стоит читать вместе, обсуждая прочитанное на прогулке.

Психолог: «Неважно, что у ребенка в дневнике. Важны его впечатления от школы»

Diane Labombarbe/Getty Images