Понять, что чувствует ребенок, не сложно. Вот вы, например, панически боитесь бешеного соседского бульдога, а вас берут и сажают с ним рядом да уговаривать начинают: «Не бойся! Он не кусается». Аналогично поступают и многие родители, когда говорят: «Да это ерунда!», «Монстров не существует!», «Видишь, под кроватью никого нет?», «Мальчик должен быть смелым», «Ты уже взрослая!»
Психолог объяснил, почему дети в год боятся людей, а в пять — чудовищ
31.10.2019Мальчика действительно важно учить, что он должен быть смелым, но само чувство страха вполне естественно. Задача ведь не в том, чтобы отрицать, что ты боишься темноты. Вопрос в том, сможешь ты себя преодолеть или нет. Лучше говорите: «Да, тебе может быть страшно. Но я верю, ты справишься!»
Такие фразы бесполезны и даже вредны. Они не учат ребенка преодолевать страх. Зато обесценивают его чувства и здорово занижают самооценку. Родители транслируют очевидные послания: «Ты занимаешься ерундой, ты не такой, как все, ты неправильный, трусливый, плохой». Ребенок впитывает их и сам о себе начинает думать так же.
Появляется чувство вины, из-за которого некоторые дети начинают отвергать часть своей личности. Они убеждают себя: «Нет, я не боюсь, я этого не чувствую». Тогда не формируется способность принять себя таким, какой ты есть, и понять, кто ты на самом деле. Уход в секту или наркоманию часто бывает результатом.
Классификатор
Детские страхи — абсолютно нормальное явление. Через этот этап развития проходит каждый человек. Известно также, что примерно в 80–90% случаев они исчезают сами собой, правда, нередко трансформируясь в комплексы. Если взять среднестатистические данные, можно составить приблизительную таблицу по возрастам. Границы ее будут размыты, но сориентироваться она поможет.
Все детские страхи на самом деле сводятся к одному — к страху смерти. Детям свойственно в той или иной мере бояться, что они могут вдруг исчезнуть или резко ухудшить свое существование. И это совершенно нормально.
С 1 года до 2 лет
Возраст вполне конкретных страхов. Малыш может сильно бояться незнакомых звуков, людей, животных, высоких лестниц и так далее. Паники обычно нет, но испуг ребенок продемонстрирует ярко: услышит барабан вдалеке, расплачется и захочет убежать.
Инструкция. Не подстраивайте специально ситуации, которые провоцируют сильный испуг. И не пытайтесь силой заставить малыша вытерпеть испытание. Лучше наберитесь терпения или постепенно показывайте ему, что все не так страшно. Если ребенок боится живого звука, можно найти ролик с барабанщиками, например, и предложить ему посмотреть. Обычно в записи дети иначе воспринимают звучание музыкальных инструментов.
С 2 до 3 лет
Ключевое место занимают страхи экзистенциальные, связанные с вопросами собственного существования, а в конечном счете — со смертью. Двух- и трехлетки часто боятся темноты. Они думают, что в ней кто-то прячется. Тени похожи на злобных чудищ, поэтому они наводят ужас. Нередко встречается и страх наказаний. Это когда ребенок мыслит примерно так: «Вдруг мама с папой так рассердятся, что выгонят меня из дома» или «Я же плохой, со мной сейчас сделают что-то ужасное». Обычно страх наказаний — результат непедагогичных методов воспитания или итог обесценивающего поведения родителей.
Инструкция. Страх темноты хорошо лечится любыми играми, где она задействована. Подойдут жмурки, прятки, поиски клада под одеялом. Еще потребуется объяснение, что в темноте ничего не меняется, исчезает только свет. Докажите это наглядно: возьмите ребенка за руку, скажите: «Я рядом! Все в порядке!», потом выключите свет и через минуту снова включите. Для снижения тревоги эксперимент можно периодически повторять. Страх перед тенями быстро снимают игры с ними. Необязательно устраивать полноценные спектакли, достаточно использовать собственные пальцы или просто взять в руки по вилке и банану и поиграть в великанов, которые собрались поужинать. Страх быть наказанным корректируется только отказом от слишком жестких воспитательных мер и психологического насилия над ребенком.
С 3 до 4 лет
Время внушенных страхов. Дети начинают бояться персонажей из мультиков, сказок, рекламы. Очень большую роль здесь играют родители. Запугивать ребенка Бабой-ягой или Бабайкой не надо. С другой стороны, сейчас дети склонны все, что они слышат пугающего, утрировать и потом этого бояться.
Инструкция. Выход — придумать про злого персонажа добрую сказку. Или нарисовать его, а потом с помощью дополнительных деталей сделать смешным. Например, монстру, который живет под кроватью, можно на голове организовать гнездо или целый огород.
С 4 до 5 лет
Фантазия включается все больше, и на смену страхам внушенным приходят воображаемые. Ребенок может начать бояться мифических существ, уродливых чудищ, фантастических образов.
Инструкция. Можно опять же сочинить сказку про то, как злодей стал добряком. Цель ее — показать, что крутить сюжет мы можем как хотим, потому что он выдуманный. Как и персонаж, который изначально внушил страх. Еще одно полезное упражнение: попросите ребенка придумать и нарисовать какое-нибудь фантастическое существо, но только доброе. Пусть опишет его магические способности. А в конце предложите подумать: «Оттого, что ты его нарисовал, он в нашем мире появился?» Пусть не сразу, но аналогия начнет работать.
С 5 до 6 лет
Появляются более адекватные страхи: боязнь высоты, глубины, аварии, пожара, нападения бандитов.
Инструкция. Ребенку нужно дать максимально простые наставления: что делать, куда бежать. Кстати, в этом возрасте дети вполне могут вызвать скорую, не забывайте об этом. Но разговор самим лучше не начинать. Когда спросит, тогда и расскажете. «Если будешь делать, как я говорю, ничего плохого с тобой не произойдет». Еще важно создавать у ребенка чувство безопасности. «Беда может случиться, но люди делают все, чтобы этого не допустить: воров постоянно ищет полиция, на каждом этаже есть огнетушители, врачи работают круглые сутки».
С 6 до 7 лет
В этот период дети начинают лучше осознавать свои мысли и эмоции, поэтому их начинает беспокоить страх одиночества или, собственно, смерти. В первом случае они могут много размышлять над тем, кто о них будет заботиться, если они вдруг останутся одни. Некоторые дети боятся отпускать от себя родителей. А страх смерти обычно проявляется в прямых вопросах: «Я умру? А ты?»
Когда вы говорите: «Я тоже через это прошла!» или «Я бы тоже испугался на твоем месте!», вы показываете ребенку, что принимаете его самого и его переживания. Он убеждается, что в этом нет ничего плохого или постыдного. Тогда преодолеть страх становится проще.
Инструкция. При страхе одиночества ребенку потребуется ваша поддержка: «Один ты не останешься в любом случае». Полезно также напомнить, что иногда побыть одному и даже поскучать немножко — это прекрасно. Если ребенок боится смерти, объясните, что все живые существа умирают. «Но с тобой это случится еще очень не скоро, когда ты будешь глубоким дедушкой (или глубокой бабушкой), так что думать об этом сейчас не стоит».
5 шагов к успеху
-
Чтобы не усиливать уже имеющиеся страхи, а также в целях профилактики старайтесь демонстрировать больше уверенности и меньше тревоги во всех ситуациях, где только можно. Реагируйте на все максимально спокойно. Когда родители слишком сильно переживают за ребенка или гиперопекают его, он получает вполне определенное послание: «Мир опасен. Ты один не справишься». А это только усиливает тревогу. Страхи на таком неблагоприятном фоне усиливаются.
-
Около 80 процентов страхов спровоцированы телевизором, компьютерными играми, взрослыми фильмами. С одной стороны, полностью ограждать ребенка от страшных персонажей — идея неудачная. Они все равно появятся: другие дети обязательно напугают. Надо учиться жить со страхами. С другой стороны, думать, что «Парк Юрского периода» пятилетка воспримет адекватно, тоже странно. Зрелищные фильмы, особенно с современной компьютерной графикой и жестокими сценами, создают иллюзию, что все это происходит на самом деле. Маленький человек не в состоянии еще понять, где вымысел, а где правда. Выставить правильный фильтр можно, только если учесть индивидуальные особенности своего ребенка и уровень его эмоциональной восприимчивости.
-
Для знакомства с пугающими персонажами выбирайте правильное время. Не стоит читать ребенку страшные сказки перед сном.
-
Если обсуждаете страшные образы, делайте ремарки: «Все эти существа выдуманы/Баба-яга живет в сказках/динозавры давно вымерли».
-
Если вы готовы к открытым отношениям, можно объяснить, что всех этих монстров придумывают взрослые. Чтобы было и страшно, и весело. Если спросит, зачем, стоит добавить: «Когда мы чего-то боимся, но находим в себе силы действовать, несмотря на свой страх, это делает нас смелыми. И это здорово!»