— Если ребенок действительно одарен, как себя вести родителям? Можно ли демонстрировать ему его же исключительность или стоит как-то пытаться «притормозить» его?
— Если ребенок действительно талантлив, то, конечно, необязательно ему об этом постоянно говорить, он сам это почувствует, и окружающие — например, учителя, — ему об этом скажут.
Важно подчеркивать его исключительность, но делать это в разумных пределах, чтобы не развить в нем чрезмерное чувство собственной значимости.
Родителям необходимо научиться находить золотую середину между похвалой и скромностью. Но, разумеется, развивать его способности и направлять на различные конкурсы, чтобы ребенок научился понимать силу своего таланта.
— А в жизни, в общении с какими трудностями могут столкнуться дети-вундеркинды?
— Главная проблема вундеркиндов — они «белые вороны». Им тяжело общаться, учиться взаимодействовать с людьми. Они часто попадают не в свою среду, им приходится общаться с ребятами гораздо старше, у которых уже другие интересы. Они чувствуют себя в обществе этакими «инопланетянами», общение с одноклассниками или одногруппниками дается им очень сложно. Как правило, такие дети очень одиноки, и это сказывается на развитии их личности.
— Чем это может быть чревато во взрослом возрасте? Есть ведь такое понятие — «синдром бывшего вундеркинда».
— Синдромом бывшего вундеркинда психологи называют невроз, который выражается в постоянном желании выделяться, болезненном самолюбии. И этот невроз человек может пронести через всю свою жизнь. Поскольку вундеркинды часто одиноки, этот невроз развивается с детства и влияет на гармоничное формирование личности.
На протяжении всей их жизни на них давит множество факторов: от чрезмерного внимания родителей до сверхнагрузок и естественного одиночества в группе детей. Таким детям во взрослом возрасте очень пригодится терапия, чтобы проработать психологические травмы, полученные в детстве.