«Ребенок боится воспитателя в детском саду. Что делать?»

«Ребенок боится воспитателя в детском саду. Что делать?»

19.11.2021 Ilona
Проблемы в детском саду, проблемы с воспитателем, ребенок боится воспитателя, строгий воспитатель

Jill Lehmann Photography / Moment / Getty Images

В нашей рубрике «Задай вопрос эксперту» читательница Наталья спрашивает:

«Проблема у нас с тем, что воспитатель строгая. Мой сын ее побаивается, говорит, что она грубо разговаривает. Я вижу, что она очень властно ведет группу, хоть и утверждает, что любит детей. Я попросила воспитателя наливать моему сыну чай вместо молочных продуктов и компостов. Отдаем ей заварку, часто угощаем шоколадкой. Но понимаю, что чай она наливает не всегда. Ребенок приходит домой и выпивает несколько кружек подряд, говорит, что ему отказали в чае. Не знаю, что еще ей сказать, чтобы она поняла. Интересует мнение психолога».

— Личность воспитателя — это один из ключевых факторов, влияющих на адаптацию ребенка в детском саду. Он настолько значим, что способен свести на нет все старания родителей по подготовке ребенка к саду. Положительный настрой, правильно подобранный возраст, наличие навыков самообслуживания, правильно выстроенный режим — все это не поможет ребенку полюбить садик, если воспитатель жесткий человек — строгая, грубая — так характеризуют педагога дети.

В этой ситуации важнее слова и эмоции ребенка, а не звания, регалии и опыт воспитателя. Поэтому всегда прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок, будьте внимательны к его переживаниям, понаблюдайте в какие игры играет ребенок, как он ведет себя в игре. Все это может дать вам немало информации о реальном положении дел в саду. Параллельно постарайтесь выстроить с воспитателем хорошие человеческие отношения, используя при этом все доступные вам средства.

Принимайте активное участие в жизни группы — возглавьте родительский комитет, предлагайте свою помощь в организации праздников, мероприятий — что-то закупить, привезти. Если у вас золотые руки, всегда можно предложить свои поделки, помощь в оформлении группы, сшить одежду для куколок и т.п.

Обращайтесь за советом и компетентной помощью к воспитателю: «Подскажите, пожалуйста, как нам лучше справится с…». Всем людям приятно осознавать свою значимость.

Искренняя благодарность и психологические поглаживания — «спасибо вам», «я вам так благодарна, что вы не забываете помогать моему сыну в…» Возможно, эти несложные советы помогут вам растопить сердце властного педагога. Если же этого не случится, стоит задуматься о смене группы, садика. Так как постоянное нахождение в состоянии стресса, может привести к серьезным проблемам вплоть до психосоматических заболеваний.

— Проблема актуальна и периодически встречается во взаимодействии с персоналом детского сада.

Детский сад — это система, у каждого воспитателя (в соответствии с опытом) формируется своя тактика поведения в воспитании и общении с детьми.

Человек старается выстраивать границы и рамки, чтобы сохранять свои ресурсы и правильно их распределять. Также и здесь, каждый воспитатель выстраивает такие границы и рамки с детьми. Если это молодая воспитательница, то таким образом, она, возможно, боится быть слишком мягкой и из-за чего дети не будут ее слушаться. С возрастным педагогом посложнее — это может быть и выстроенные границы, а может скрываться и профессиональное выгорание. Также, здесь возможны личные установки и шаблоны поведения, за которые воспитатель заходить не хочет, так как на них необходимо будет затратить много энергии несмотря на то, что результат может быть, очень даже продуктивный.

Домашний детский сад как организовать

Getty Images

В детском саду (мы говорим о муниципальном садике) в каждой группе детей достаточно много. И, увы, индивидуальный подход здесь не уместен. Это отнимет у воспитателя значительные его ресурсы.

Итак, почему при просьбе заменить определенные напитки воспитатель далеко не всегда это делает? Именно из-за ресурсов, когда у воспитателя есть возможность и ресурсы — она дает ребенку чай взамен других напитков, а когда нет — соответственно игнорирует.

Может возникнуть негодование, что идет поощрение (в виде шоколадок, а также просьбы), а результата нет. Воспитатель в какие-то моменты просто «не в ресурсе». Допустимо также то, что в тактике общения с детьми у данного воспитателя есть выборочность в отношении детей.

Второй момент (более серьезный) — ребенок боится воспитателя. В поведении каждого человека присутствует определенный стиль поведения. Выше, в общих чертах, мы это обозначили. Тут нельзя утверждать, что перед нами авторитарный стиль поведения (но и отрицать это тоже нельзя).

Обязательно стоит понаблюдать за своим ребенком: с момента начала посещения садика он стал более замкнутым, стал бояться, не хочет оставаться в группе, когда пришел в садик и т.д.

Необходимо дальше пытаться выстраивать диалог с воспитателем. Но выстраивать грамотно. Как это можно сделать? Говорить не о том, что воспитатель ведет себя не особо корректно в отношении с детьми, а перевести разговор в русло своих переживаний, то есть применяя технику «Я — высказываний» («Хочу с Вами поделиться, я переживаю, что мой ребенок ……», «Я замечаю, что мой ребенок……»). Можно также идти через просьбу и помощь (но как мы видим с ситуацией по поводу чая, это не всегда работает).

Если и после этого картина не меняется, то стоит обратиться к психологу детского сада, прийти на консультацию, обрисовать ситуацию и попросить понаблюдать, как происходит взаимодействие педагога с ребенком и остальными детьми. Процесс наблюдения дает очень хорошие возможности для понимания ситуации и дальнейшей ее коррекции.

Каждый ребенок индивидуален. И если стиль поведения воспитателя кардинально отличается от стиля поведения родителей, естественно, у ребенка будет отторжение и непринятие поведения воспитателя.

Здесь очень важен «взгляд со стороны» и объективная оценка происходящего лица незаинтересованного, в данном случае, психолог..

Как вариант, можно в один из вечером предложить ребенку поиграть в детский сад при помощи игрушек, распределить роли. Предложить ребенку быть в роли воспитателя и посмотреть на саму игру. Очень многое можно понять и увидеть, что именно тревожит ребенка, он несомненно, будет делать акцент, проигрывая это по несколько раз в игре.

Ситуацию, выходящую за рамки внутреннего равновесия, нужно решать конструктивным способом. Здесь есть три варианта действий:

1. Приспособиться к ситуации. Просто смириться и подстраиваться вам и вашему ребенку под стратегию поведения воспитателя. Но здесь есть очень тонкая грань между нормой — если идет полное принятие воспитателя (что очень сложно) и не нормой — уход в позицию жертвы.

2. Приспособить ситуацию под себя, как было описано выше: выстраивание конструктивного диалога с воспитателем и приход к сотрудничеству (в идеале) или хотя бы к компромиссу и/или обращение к психологу.

3. Уход от этой ситуации. Если не получаются первые два варианта, подойти к заведующей и попросить перевести ребенка в другую группу.

Более конструктивных вариантов решения ситуации нет, далее идут разрушительные способы, которые негативно будут сказываться как на ребенке, так и на вас. Ситуации подобного характера встречаются довольно часто, с нашей стороны важно без ущерба себе и своим близким (в данном случае, ребенку) решить ее.