В детском саду (мы говорим о муниципальном садике) в каждой группе детей достаточно много. И, увы, индивидуальный подход здесь не уместен. Это отнимет у воспитателя значительные его ресурсы.
Итак, почему при просьбе заменить определенные напитки воспитатель далеко не всегда это делает? Именно из-за ресурсов, когда у воспитателя есть возможность и ресурсы — она дает ребенку чай взамен других напитков, а когда нет — соответственно игнорирует.
Может возникнуть негодование, что идет поощрение (в виде шоколадок, а также просьбы), а результата нет. Воспитатель в какие-то моменты просто «не в ресурсе». Допустимо также то, что в тактике общения с детьми у данного воспитателя есть выборочность в отношении детей.
Второй момент (более серьезный) — ребенок боится воспитателя. В поведении каждого человека присутствует определенный стиль поведения. Выше, в общих чертах, мы это обозначили. Тут нельзя утверждать, что перед нами авторитарный стиль поведения (но и отрицать это тоже нельзя).
Обязательно стоит понаблюдать за своим ребенком: с момента начала посещения садика он стал более замкнутым, стал бояться, не хочет оставаться в группе, когда пришел в садик и т.д.
Необходимо дальше пытаться выстраивать диалог с воспитателем. Но выстраивать грамотно. Как это можно сделать? Говорить не о том, что воспитатель ведет себя не особо корректно в отношении с детьми, а перевести разговор в русло своих переживаний, то есть применяя технику «Я — высказываний» («Хочу с Вами поделиться, я переживаю, что мой ребенок ……», «Я замечаю, что мой ребенок……»). Можно также идти через просьбу и помощь (но как мы видим с ситуацией по поводу чая, это не всегда работает).
Если и после этого картина не меняется, то стоит обратиться к психологу детского сада, прийти на консультацию, обрисовать ситуацию и попросить понаблюдать, как происходит взаимодействие педагога с ребенком и остальными детьми. Процесс наблюдения дает очень хорошие возможности для понимания ситуации и дальнейшей ее коррекции.
Каждый ребенок индивидуален. И если стиль поведения воспитателя кардинально отличается от стиля поведения родителей, естественно, у ребенка будет отторжение и непринятие поведения воспитателя.
Здесь очень важен «взгляд со стороны» и объективная оценка происходящего лица незаинтересованного, в данном случае, психолог..
Как вариант, можно в один из вечером предложить ребенку поиграть в детский сад при помощи игрушек, распределить роли. Предложить ребенку быть в роли воспитателя и посмотреть на саму игру. Очень многое можно понять и увидеть, что именно тревожит ребенка, он несомненно, будет делать акцент, проигрывая это по несколько раз в игре.
Ситуацию, выходящую за рамки внутреннего равновесия, нужно решать конструктивным способом. Здесь есть три варианта действий:
1. Приспособиться к ситуации. Просто смириться и подстраиваться вам и вашему ребенку под стратегию поведения воспитателя. Но здесь есть очень тонкая грань между нормой — если идет полное принятие воспитателя (что очень сложно) и не нормой — уход в позицию жертвы.
2. Приспособить ситуацию под себя, как было описано выше: выстраивание конструктивного диалога с воспитателем и приход к сотрудничеству (в идеале) или хотя бы к компромиссу и/или обращение к психологу.
3. Уход от этой ситуации. Если не получаются первые два варианта, подойти к заведующей и попросить перевести ребенка в другую группу.
Более конструктивных вариантов решения ситуации нет, далее идут разрушительные способы, которые негативно будут сказываться как на ребенке, так и на вас. Ситуации подобного характера встречаются довольно часто, с нашей стороны важно без ущерба себе и своим близким (в данном случае, ребенку) решить ее.