— Отвечая на вопрос, сначала надо найти корень проблемы, затем причину проблемы, и только потом ее решение.
Корень этой проблемы чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до трех лет, когда идет стадия развития, связанная с самостоятельностью. Ребенок учится самостоятельно ходить в туалет, держать ложку и т.д. От него в это время требуется одно — осознанность действий. Здесь родители должны приучить ребенка к бытовым условиям, к гигиене — это будет оказывать влияние на более позднее личностное развитие.
Именно в этом возрасте возникают все будущие формы самоконтроля. Если родители принуждают, требуют, ведут себя не гибко, настаивают, чтоб ребенок сейчас же что-то выполнил, например, убрал что-то, лег спать только потому, что так положено — в ответ на это ребенок может отказаться и не выполнять какие-либо приказания. У него в будущем на физическом уровне могут начаться запоры. На духовном — в ребенке превалирует удерживающий тип личности. В более взрослом возрасте эти люди становятся упрямыми и скупыми. И главное, что им сложно расставаться с какими-либо предметами.
В этом же возрасте, до 3-х лет формируется второй — выталкивающий тип личности. Он обусловлен строгостью родителей по отношению к ребенку. Черты, отличающие этот тип — склонность к саморазрушению и импульсивность. Таким с людям необходимо всем обладать.
Что нужно делать?
Ребенок находится в том состоянии, когда он не может расставаться с какой-либо вещью. Важно, что нам нельзя запрещать, иначе проблема выльется во внутренний или внешний конфликт. Нельзя отнимать что-либо у ребенка. Наоборот, говорим ему «это твое», чтобы установить доверие. Тогда ребенок успокоится.
Используем бартер, обмениваем один предмет ребенка на другой. Или используем рефрейминг, то есть убеждение — подменяем понятия «не жадность, а бережливость», «не скупость, а умение экономить».
Кроме того, важным является отношение родителей к каким-либо вещам. Ведь, возможно, ребенок копирует сценарий одного из родителей, тогда это проблема не ребенка.