«Ребенок не отпускает меня ни на шаг — уже нет сил. Что делать?»

«Ребенок не отпускает меня ни на шаг — уже нет сил. Что делать?»

04.08.2021 Barbara
Ребенок не отпускает меня ни на шаг, ребенок излишне привязан, ребенок не хочет в садик, ребенок не хочет спать в своей кровати, ребенок не отпускает маму

Getty Images

В рубрике «Задай вопрос эксперту» наша читательница Надежда спрашивает:

«Дочери скоро 4 года. Не отпускает меня ни на шаг. Куда я, туда и она. Спать в своей кровати отказывается. В садик отвожу — каждый день сцены устраивает: „Ты меня не любишь, хочешь от меня избавиться“. Чувствую себя ужасно, будто я виновата перед ней. Но сил уже нет. Что делать?»

Привязанность и зависимость ребенка от родителей — естественное природное явление. Важно понимать, что подразумевается под излишней привязанностью. Если это недостаточная самостоятельность ребенка, то нужно учитывать его возраст.

Недостаточность самостоятельности и инфантильность в зависимости от возраста имеют разное значение. Так, ребенку 3-4 лет, который не научен организовать сам себе занятие, убирать игрушки, одеваться и постоянно требует участия родителей, может быть затруднительно посещать садик и адаптироваться в группе, труднее отстаивать свои границы в общении вследствие недостаточного их понимания. У такого ребенка могут чаще случаться истерики.

Без решения проблемы по мере взросления уровень инфантильности возрастает и может распространяться на все сферы жизни: отношения, карьера, самореализация в целом. В каждом возрасте уровень самостоятельности свой.

В зависимости от возраста признаки излишней привязанности могут быть разными:

  • частые манипулятивные истерики;

  • трудности в общении со сверстниками;

  • низкая устойчивость к трудностям;

  • нарушение родительских границ и неполное понимание своих (например, постоянный сон в одной постели);

  • несамостоятельность в бытовых вопросах, трудности с самообслуживанием.

Возможные причины излишней привязанности ребенка к родителям (без очной встречи точно сказать трудно):

  • гиперопека со стороны родителей, нарушение границ ребенка;

  • недостаточное обозначение своих границ родителями, согласие на манипуляции со стороны ребенка, ситуация «ребенок главный в семье»;

  • недостаток опоры со стороны родителей для ребенка, неудовлетворение потребностей развивающейся личности и постоянный поиск ребенком возможности их удовлетворить.

Что делать?

  1. Прежде всего, определите грань между лишней и нормальной привязанностью. Если у ребенка не развита самостоятельность согласно возрасту, важно выяснить, что именно не дает ребенку взрослеть как личности.

  2. Мягко обучайте самостоятельному принятию решений даже в самых незначительных по меркам взрослого ситуациях и расширяйте зону ответственности ребенка согласно возрасту.

  3. Оставайтесь опорой, но не навязывая поддержки, сохраняя позицию родителя, который одновременно и ответственен, и эмпатичен.

— Как приятно, когда ребенок ласковый, привязан к ним, доверяет. Но со временем это перетекать в зависимость, мешает взрослению, развитию и и препятствуют самостоятельности. ⠀

С рождения малыш требует внимания, затем привязанность ослабевает, ребенок становится более самостоятельным. И это хорошо.

Тревожные звоночки:

  • повышенное беспокойство, нервозность;

  • нежелание общаться с другими людьми: членами семьи, детьми;

  • нарушение сна, потеря аппетита;

  • страхи и тревожность;

  • сильная ревность к другим членам семьи.

Существует несколько типов детской привязанности. Один из них — патологический. Он возникает, когда родители неправильно реагируют на потребности ребенка:

  • Нетерпеливы по отношению к своим детям и нечувствительны к их потребностям. В таком случае дети тянутся к матери, любыми способами привлекая ее внимание.

  • Слишком опекаете ребенка. При гиперопеке дети совершенно несамостоятельные физически и психологически. Не отпуская их от себя, вы оказываете медвежью услугу. Дети думают: зачем познавать окружающий мир, если скажут, как лучше и когда?!

  • Ребенок боится быть отверженным родителями. Боится их потерять.

  • Мама бессознательно стремится стать самым главным человеком для малыша. Последствия здесь серьезные — ребенок не живет своей жизнью, не умеет разбираться в собственных желаниях, потребностях, предпочтениях. Его воля полностью подчинена матерью. Как следствие, ребенок растет несамостоятельным.

Фото №1 - «Ребенок не отпускает меня ни на шаг — уже нет сил. Что делать?»

Getty Images

Что делать?

  1. Развивайте навыки самообслуживания.

  2. Рассказывайте ребенку сказки про смелых и самостоятельных детей.

  3. Контролируйте себя. Старайтесь избегать чувство бессознательной тревоги. Только уверенность, которая передается малышу.

  4. Пресекайте истерики и протесты при попытке оставить малыша ненадолго, договаривайтесь с ним.

  5. Приучайте ребенка оставаться одного в комнате, пока вы находитесь в соседней или на кухне.

  6. Подключайте других членов семьи. Уходя, объясняйте ребенку, что он побудет немного без мамы. Хвалите за терпение, когда вернетесь.

  7. Добавляйте к окружению ребенка больше новых людей.

  8. Не ревнуйте малыша к другим людям, включайте их в ваши общие игры.

  9. Соблюдайте режим дня, вместе с другими родственниками следуйте единой системы воспитания. Помните о том, что ребенку, страдающему от зависимости к матери, в первую очередь, нужно чувство спокойствия и защищенности.

— До 4 лет привязанность к родителям и ее яркие проявления является вариантом нормы. После 4 лет болезненная привязанность мешает социализироваться в детском обществе, получать опыт общения, стресс от расставания тормозит психическое и умственное развитие. В будущем остается тревожность личности и все негативное, что с ней связано (страхи, низкая самооценка, боязнь новой информации и новых людей, т.д.)

Как понять, что ребенок слишком привязан к родителям:

  1. После 4 лет держится за маму, не отходит от нее, просится на руки.

  2. Очень нервничает в новой обстановке.

  3. Не общается по своей инициативе с родственниками и знакомыми взрослыми, со сверстниками.

  4. Спит в одной кровати с родителями.

  5. Дома находится всегда в одной комнате с родителями, «мамин хвостик».

Причины излишней привязанности ребенка к родителям

  • Психологические проблемы родителей: мама тревожная, истеричная, имеет проблемы в общении с семьей и окружающими людьми.

  • Проблемы со здоровьем ребенка после родов и в первые годы жизни, из-за которых была разлука с мамой, болезненные процедуры, операции.

  • Нарушенная связь мама-ребенок в первые годы жизни.

  • Узкий круг общения у семьи, у родителей нет друзей.

  • Отсутствие социального опыта — ребенок не бывает на детских площадках, в путешествиях, походах, растет «в четырех стенах».

  • Ошибки семейного воспитания: много запретов, наказания, крики и одергивания, лишение внимания и ласки за проступки, непоследовательное воспитание.

Чтобы решить проблему излишней привязанности ребенка, стоит обратиться к детскому психологу.

— Гиперпривязанность к родителям задерживает социализацию ребенка и отражает созависимую систему семьи, как правило, высокую тревожность, в первую очередь, матери.

Чрезмерная зависимость от родителей формирует у ребенка фокус внимания на чужую оценку, тревожность, неуверенность в себе, склонность к созависимым отношениям в будущем, задерживает раскрытие его личностного потенциала.

Признаки гиперпривязанности:

  • высокая тревожность;

  • возбуждение в моменты расставания (родители должны быть в поле зрения);

  • нежелание спать в своей постели, склонность угождать родителям (чрезмерная послушность);

  • истерики и агрессия к родителям;

  • болезни в моменты ссор родителей, ссор в семье;

  • сильные страхи ребенка.

Причины гиперпривязанности:

  1. Наличие неразрешенных проблем, скрытых конфликтов в семье.

  2. Высокая тревожность матери, неосознанное напряжение матери, связанное с внутренним противоречием и напряжением (я мама-я личность, человек, женщина; я плохая мать, я нуждаюсь в безопасности и поддержке, но не получаю ее).

  3. Абьюзивные отношения в семье.

Что делать?

Ребенок — отражение состояния семейной системы. Его благополучие зависит от психоэмоционального благополучия родителей, в первую очередь, матери. Во-первых, необходимо осознать, какие выгоды появляются у родителей от гиперпривязанности ребенка, чья тревожность формирует это. Не разрешив эти «взрослые» причины в семье, добиться изменения в поведении и состоянии ребенка будет невозможно.

Во-вторых, будет полезно как можно чаще практиковать общение с другими детьми сначала в присутствии и участии родителей (совместные игры на равных). Позже — непродолжительное пребывание ребенка среди других детей без родителей, с последующим обсуждением пережитых событий. Посещения детских курсов и секций, детских площадок, игровых пространств и детского сада.