Сенсомоторная коррекция: «ремонт» памяти и внимания

Сенсомоторная коррекция: «ремонт» памяти и внимания

31.10.2019 Marina
Сенсомоторная коррекция: «ремонт» памяти и внимания

Нарушения нейронных связей могут проявляться двумя способами. В одном случае они становятся заметны уже после полутора лет. У таких детей отмечается задержка речевого развития, они не могут сконцентрироваться на чем-то дольше 1–2 минут, но, если уж малыш чем-то увлекся, любая попытка переключить его внимание вызывает истерику. Подобные отклонения мамы замечают довольно быстро и начинают бить тревогу. Когда обследование у невролога не выявляет органических поражений мозга и нервной системы, рекомендации сводятся к ЛФК, приему рекомендованных витаминов и советам подождать, пока малыш не повзрослеет.

Второй вариант – ребенок вовремя заговорил, нормально занимается в детском саду, у воспитателей, а потом и у учителей начальной школы к нему претензий нет. А классе в третьем, когда нагрузка в школе увеличивается, выясняется, что ученик, у которого вроде бы все хорошо, не может высидеть урок. Бывает, что такие дети ни с того ни с сего начинают усиленно болеть. У них долгое время без видимых причин может держаться температура, развиваться анемия или предобморочное состояние. Но, если, как и в предыдущем случае, ни одно обследование не выявит органических поражений, родителям стоит обратиться к нейропсихологу.

Сенсомоторная коррекция – это комплекс развивающих упражнений, позволяющих развить отстающие функции головного мозга. Какие именно – становится ясно по результатам нейропсихологического обследования.

Почему так происходит

В последнее время специалисты все чаще говорят о нарушениях произвольной деятельности. Непроизвольная проявляется, когда ребенок сам обращает на что-то внимание и, заинтересовавшись, начинает достаточно долго с каким-то предметом играть или его рассматривать. Но стоит чуть позже попросить маленького исследователя сделать то же самое, сосредоточиться он уже не сумеет. Когда подобное повторяется раз за разом, нейропсихологи говорят об истощении произвольной деятельности. Точно сказать, есть ли проблема, может только специалист после диагностики.

Причины могут быть самыми разными. Возможно, занятиям с малышом просто не уделяется должное внимание. Кроме того, благодаря достижениям современной медицины сейчас выхаживают даже сильно недоношенных детей. Ясно, что у таких младенцев многое не успело сформироваться. Часто подобные нарушения – это эхо увлечения ранним интеллектуальным развитием. Если мама решила, что в два года ребенок должен знать иностранный язык, надо подумать, как он будет развиваться физически. При опережающем формировании любой из сфер деятельности другие тут же начинают страдать – это неоспоримый факт. Ведь мозг отпускает на развитие строго определенное количество нейронов. В идеале они должны поровну доставаться каждому отделу и структуре мозга. Когда этого не происходит (какому-то виду деятельности уделяется чрезмерное внимание в ущерб остальным), начинаются сбои. Ребенок, несмотря на все усилия мамы, толком не может заговорить ни на английском, ни на русском, очень быстро устает, учится в школе на пятерки, но часто болеет – все это дает основания говорить о функциональном недоразвитии подкорковых структур.

в тумане прошлого

Часто нарушения в подкорковых структурах развиваются во время беременности или в процессе родов. На приеме нейропсихолог поинтересуется, как протекала беременность, какими были роды, как развивался ребенок на первом году жизни. Полученные сведения помогут разобраться в причинах нарушений.

Сенсомоторная коррекция: «ремонт» памяти и внимания

«Ремонт» нервов

Если нарушения все-таки есть, задача нейропсихолога – выявить, какие зоны и структуры мозга оно затрагивает, и наметить пути исправления ситуации. Один из таких методов называется сенсомоторной коррекцией. Он состоит из серии дыхательных и двигательных постепенно усложняющихся упражнений, которые приводят к активизации подкорковых структур головного мозга.

В результате снимаются локальные мышечные зажимы, ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг. У него развивается координация глаз – рука (нога), умение точно направлять движение, формируется правильное взаимодействие рук и ног. Он также учится последовательно выполнять задание, разбивая его на несколько простых задач и т. д. Многие упражнения активизируют и формируют межполушарные связи.

Но только занятиями со специалистом вы не отделаетесь. Придется выполнять также домашние задания. Если между посещениями нейропсихолога навык не будет отрабатываться дома хотя бы 2–3 раза в неделю, на его формирование и коррекцию уйдет намного больше времени.

Когда все делается правильно, первые улучшения будут заметны через месяц – полтора. Существенные изменения в лучшую сторону можно увидеть в среднем через девять месяцев. Например, у не разговаривающего до этого ребенка появляются осмысленные последовательности звуков, неусидчивый малыш начинает удерживать внимание. Если же в течение трех месяцев нет никакого прогресса, у ребенка при этом нет органических поражений и тяжелых нарушений, имеет смысл поинтересоваться у специалиста, что происходит. Не исключена ошибка в диагностике, возможно, неправильно подобрана методика. В любом случае это повод что-то изменить. Причем все должно делаться только после консультации с нейропсихологом, может быть, с другим, в другом центре. Без рекомендации специалиста ничего менять не следует. Нужно понимать: что подходит одному ребенку, то может навредить другому.

Вспомним детство

В любом случае малышу с функциональными нарушениями деятельности структур мозга будут полезны упражнения на удержание равновесия, прыжки на батуте. Пусть прыгает в классики, играет с мячом, в городки. Вспомните дворовые игры нашего детства: вышибалы, классики, казаки-разбойники, прятки, салочки. Они построены как раз на принципах сенсомоторной коррекции и развивают межполушарное взаимодействие, моторику, координацию движений, внимание. На помощь придут также сенсорные мячики и балансиры.

Лучше раньше, чем позже

Сенсомоторная коррекция наиболее эффективна с 1,5 до 13 лет. В этом возрасте мозг активно развивается, добавляются новые нейронные связи. После 13 лет все структуры уже сформированы, приходится исправлять и менять установившийся порядок вещей. На это, конечно, уходит больше времени и сил.