«Во время ужина Соня ковыряла цыпленка вилкой в тарелке, игнорировала овощи и пускала пузыри в стакане с соком. Теперь она требует мороженое. Ответ очевиден, правда? А вот и нет. Она сложила ручки и захлопала ресницами: „Ты — самая холесяя мамочка. Ну пожа-а-а-алуйста!“ Я в очередной раз сдалась», − говорит Альбина, мама Сони 2,5 лет.
Знакомая большинству мам история, не так ли? Как многие дети, Соня получила то, что хотела, умело сочетая жалобный голосок с элементами драмы. Это один из методов, которые используют дети, чтобы настоять на своем. И если бы Сонина мама не сдалась так быстро, дело бы закончилось слезами или истерикой. Обычно именно страх перед бурной сценой заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. Однако это не означает, что вы обречены всегда уступать. Есть несколько основных стратегий, которые помогают справляться с проблемным поведением.
Ужасные истерики
В разгаре истерики ваш ребенок — воплощение горя. Он бросается на пол, топает ногами, заламывает руки и вопит голосом, который вы едва узнаете. Почти все дети между годом и тремя прибегают к слезам и крику, способному поколебать вашу решимость настаивать на соблюдении режима или каких-либо правил. У 60−80% детей в возрасте 2−3 лет истерики случаются по крайней мере раз в неделю, а у 20% — ежедневно.
Что за этим стоит. Маленькие дети устраивают истерики по одной причине: они чем-то недовольны. Их словарь и навыки общения еще недостаточно совершенны, чтобы сказать, что не так. Кроме того, малышам еще не доступен контроль над эмоциями, они не могут «затормозить».