ПРАКТИКУМ
1. Развивайте понимание речи
-
Произнести слово малыш еще не может, но он уже способен усвоить его значение. Для этого он должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним какие-нибудь действия (катать, держать в руках, гладить, и т. д.). Называйте все, что привлекает внимание ребенка: части тела, игрушки, предметы одежды, имена детей и взрослых, действия — и давайте потрогать, если это возможно. Охватывая как можно больше органов чувств, вы обеспечите крохе легкое и полное усвоение слова.
-
Практикуйте игровые упражнения, требующие выполнения движений по просьбе («Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» и т. п.). Например, помогите крохе помахать ручкой вслед уходящему взрослому и скажите: «Пока-пока!»
2. Стимулируйте лепет
-
Во время лепета подражайте звукам, которые малыш произносит. Говорите новые слоги («ба-ба», «ма-ма», «бу-бу», «пы-пы» и т. д.), добиваясь от него произнесения точно таких же слогов.
-
Выразительно произносите простые потешки с повторениями новых слогов: «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит птичка на дубу», «Люли-люлю-люли, полетели гули», «Ай-ай-ай-ай, ты, собачка, не лай!».
3. Развивайте представления о величине, форме, цвете предметов
Играйте с ширмой (ею может быть любая занавеска, загородка, дверца) — так, чтобы ребенку не было видно происходящее за ней. Варианты действий: «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая; входит большая, а выходит маленькая; прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик. Обязательно проговаривайте все названия, определения, действия.
От 9 месяцев до года: слово
Лепет в этом возрасте усиливается и становится все более разнообразным: малыш уже повторяет цепочки разных слогов, например «ва-ля», «ма-ля», «па-ну». Лепет все больше похож по форме на слова родного языка. Ближе к концу этого периода в речи детей появляется ударение и интонация, именно поэтому многим мамам кажется, что их чадо уже вовсю болтает «на своем языке». Понимание речи также совершенствуется: ребенок радуется разговору и активно пытается подражать речи и мимике уже не только мамы, но и других людей.
Ближе к году кроха делает свои первые шаги, и примерно в это же время у него появляется первое слово. Это может быть «дай», «иди», «киса», «пить» и другие простые слова, которые малыш часто слышал раньше. Однако у некоторых детей первыми становятся совершенно «неожиданные» слова вроде «телефон», «колесо» или «лифт». Кстати, долгожданные «мама», «папа», «баба» большинство специалистов не считают полноценным словом и называют их «лепетными псевдословами», потому что состоят они из повторяющих слогов и часто не несут смысловой нагрузки. Что же считать словом? Слово — этот тот набор звуков, который малыш устойчиво использует для обозначения конкретного предмета или ситуации. При этом слова годовалого малыша могут быть искаженными и упрощенными. Так, если «ка» — это ворона, то это самое настоящее слово, а вот если тем же «ка» кроха называет и кашу, и птичку, и сестру Катю, это пока словом не является. Что же с лепетом? С появлением слов он никуда не исчезает, а, наоборот, усиливается, становится все более мелодичным и интонированным.