Конечно, не нужно восхищаться всем, что делает ребенок, говорить: «Очень хорошо», когда на самом деле «плохо» — это лишит его способности трезво оценивать свои творения во взрослом возрасте.
Подходить к вопросу надо тонко: хвалить за инициативу, находить удачные детали, но объяснять, как выполнить задачу лучше или как избежать ущерба для окружающего пространства.
Вернемся к примеру с порчей стен. Некоторые родители заводят в детской специальные обои, чтобы ребенок ни в чем себе не отказывал. Если такой возможности нет, а сын или дочь продолжают рисовать на стенах, несмотря на упреки — удостоверьтесь, что у ребенка есть альбомы для живописи и графики.
Даже если вам кажется, что он занимается мазней — вы не хотите быть тем родителем, который душит талант в зародыше. Критикуя, не забывайте отмечать: вы высказываете свое мнение, а не безусловную истину.
«Тебе ничего нельзя доверить!»
Ребенок шел из магазина и уронил пакет с яйцами: он испортил продукты — это не повод разбивать его восприятие себя как полноценного члена семьи, который может и хочет помочь родителям.
Сколько бытовых промашек допускают взрослые? Теряют деньги, забывают вещи в метро, бьют посуду.
Здоровая реакция: «Никто не умер, в следующий раз буду осторожней и внимательней».
Если же человек, уронивший авоську с яйцами, чувствует себя неудачником, которому нельзя делегировать никакое дело — вероятно, в детстве его награждали именно той фразой, что мы рассматриваем, и травму нужно изживать.
«Я сама все сделаю, а то за тебя переделывать придется!»
В этот момент ребенок чувствует себя никчемным: «Если я ни на что не гожусь, то я и пробовать больше не буду. Маме все равно придется делать заново». В итоге он даже к урокам приступить не может. Почему? Да потому, что вы в любом случае сделает все по-своему без его участия, когда вернетесь с работы.