Традиции советского образования, которые хочется вернуть

Традиции советского образования, которые хочется вернуть

10.12.2021 Lora
В школах с советских времен изменилось многое — только не туалеты.

Getty Images

Есть такая особенность человеческого сознания — субъективность. Приятные памяти события из невозвратного прошлого с годами покрываются пеленой сентиментальности, «раньше было лучше», «школьные годы чудесные».

Поколение советских школьников не очень-то отличалось от современного: точно так же не хотели просыпаться по утрам, делать домашку, ненавидели химию (или черчение, или русский — кому как повезет). Но тогдашние школьники искренне считают себя лучше нынешних: мол, раньше много читали, это было им самим интересно,  а какой красивый был почерк, потому что перьевой ручкой иначе не напишешь, и знали наизусть всего «Евгения Онегина»…

А что думают об этом профессионалы? Мы попросили учителей вспомнить лучшие, по их мнению, педагогические традиции советской школы. И вот что получилось.

Советская школа развивала многие необходимые сегодня soft skills — просто не использовала этот популярный сейчас термин. Да, педагогика основывалась на предметном подходе. А сейчас запрос рынка таков, что надо учить детей критическому мышлению и прокачивать навыки, чтобы быть готовым к любым изменениям.

Из интересных традиций я бы назвал предметные недели — тематические мероприятия и на уроках и вне их, посвященные одному предмету. Например, на неделе математики проводили математический КВН, математические бои, спектакли и конкурсы. Таким образом развивались и закреплялись определенные навыки.

Кроме того, на уроках давали дополнительную информацию, которая помогала лучше уяснить новый материал. Например, если тема урока «Теорема Виета», то учитель выделял 2-3 минуты, чтобы рассказать биографию ученого Франсуа Виета. Это согласуется с принципом сооткрытия знания, когда ученик как бы повторяет путь к открытию темы вместе с ученым, только по ускоренной программе.

Увлечения советских подростков, о которых сейчас смешно вспоминать

кадр из фильма «Частное пионерское» (6+), режиссер Александр Карпиловский, 2012 г.

Также много внимания уделялось к формированию у детей ответственности: ученики дежурили в кабинете, ходили на субботники для благоустройства территории. За досуг тоже отвечали сами школьники:  за каждым классом закреплялось мероприятие, и  дети активно принимали участие в его организации.   

Выделялся день самоуправления в школе, и ученики сами проводили уроки. Взаимопроверки — это одна из частей методики Виктора Шаталова, которую применяла моя бабушка (она, как и мы с мамой — учитель математики) на уроках. Стоит отметить, что советская педагогика вообще считалась довольно прогрессивной, более того, и сейчас развивают многие ее идеи: Выготского и Макаренко, например.

Все эти вещи помогали научить самоорганизации, развить коммуникативные навыки, работе в команде. Кроме того, взаимопомощь благоприятно сказывалась на отношениях — дети умели дружить.

Так еще совсем недавно выглядела школьная форма в нашей стране

Getty Images

  • Школьный актив и шефство. В любой советской школе обязательно была инициативная группа детей, которая планирует для всех интересные мероприятия, помогает отстающим ученикам. В школе работала система шефства, отличники брали под свое крыло троечников и двоечников. Это было полезно и тем, и другим — отличники выступали в качестве наставников и учились доходчиво объяснять материал, а другие ребята чувствовали поддержку.

  • Помогали младшим и пожилым — это учило советских школьников уважать личность другого человека, проявлять заботу.

  • Любовь к труду. Ребенка с малых лет учили трудиться — этому способствовали уроки технологии, дежурства по школе, субботники на улице. Коллективные дела и общественная работа прекрасно развивали чувство ответственности перед остальными.

  •  Связь школы с жизнью за ее пределами. Знания должны быть прикладными. Поэтому в советской школе были производственные практики, учебные экскурсии на предприятия. Ученики четко видели, кем они могут пойти работать, где пригодятся конкретные навыки.

  • Традиционная форма экзаменов по предмету. Сегодня акцент делается на тесты и письменные работы, но многие учителя ностальгируют по устной форме экзаменов. В процессе говорения ребенок проводит ревизию собственных знаний, учится анализировать, сравнивать, делать выводы, выражает свое согласие или несогласие.

А что вы вспоминаете из советской школы? Делитесь в комментариях!