Трата времени: 4 самых бесполезных предмета в школе

Трата времени: 4 самых бесполезных предмета в школе

24.07.2020 Inna
Трата времени: 4 самых бесполезных предмета в школе

Getty Images/iStockphoto

Это вечный спор: зачем нужны те или иные предметы. Старшеклассники, у которых нелады с физикой, химией или математикой, ноют, что им эти знания никогда в жизни не пригодятся. И, возможно, из таких вот детей, которые отказываются даже от базовых естественнонаучных знаний, вырастают потом сторонники теории плоской Земли.

Возможно, закон Ома, свойства урана, особенности размножения кенгуру, письмо Татьяны к Онегину забудутся сразу после выпускного вечера. Но без этих знаний как понять, кем ты хочешь стать? Не попробовав, невозможно выяснить, что на самом деле нравится, а к чему нет никакой тяги.

Но, по нашему мнению, в школе сейчас есть такие дисциплины, которые совершенно бесполезны. Мы составили антирейтинг таких предметов.

ОБЖ — основы безопасности жизнедеятельности

В советское время этот предмет имел еще более устрашающее  название — НВП (начальная военная подготовка). Аббревиатуру заменили, но по сути все осталось по-прежнему. Во многих российских школах основам безопасности и жизнедеятельности учит бывший военный (причем чином не ниже полковника), он продолжает рассказывать школьникам, как правильно надевать противогаз, заставляет зубрить уставы Вооруженных Сил РФ, знаки отличия, порядок прохождения армейской службы и т.д.

Умение считать звездочки и отличать майора от капитана вряд ли пригодятся в дальнейшем. Как и то, как правильно падать грудью на автомат во время ядерного взрыва. А вот правила оказания первой помощи при инсульте могут спасти чью-то жизнь. Может быть, вместо сочинений на тему «Ядерная катастрофа» нужно преподавать, как вести себя в сложных ситуациях? Уметь правильно наложить повязку, знать, чем обработать рану при ожоге, как помочь человеку, который едва не утонул, даже отличать ядовитые растения от безобидных — такие знания были бы куда как полезней. Особенно, если практике внимания уделять больше, чем теории.

«Некоторые ученики и их родители считают, что изучение ОБЖ не совсем обязательно и только отвлекает от основных предметов, необходимых для поступления в вуз. Но, как показывает практика, знание основ безопасного поведения и оказания первой помощи в какой-то момент может спасти как свою, так и чью-то жизнь, а это самое важное для человека.

Учебная программа ОБЖ достаточно многогранна и не ограничивается обучением надеванию противогаза или действиям во время ядерного взрыва. Я рассказываю детям, как вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, во время пожара, о правилах поведения на дороге и др.

Конечно, считаю, что одной теории недостаточно. Необходимы практические занятия, на которых ребята как самостоятельно, так и в составе групп рассматривают и обсуждают определенные ситуации, с которыми они могут столкнуться в жизни, отрабатывают практические навыки по спасению людей, оказанию первой помощи пострадавшим, ведь иногда счет идет на минуты и даже секунды. Главное, чтобы в сознании ученика отложился правильный алгоритм действий в любой ситуации, которая угрожает здоровью, а столкнувшись в будущем с подобной ситуацией, он смог бы мгновенно принять правильное решение, оказать помощь тому, кто в ней нуждается, или обезопасить себя от любых неприятностей».

Трата времени: 4 самых бесполезных предмета в школе

Getty Images

Физкультура

Нежелание ходить в школу для многих ребят связано именно с уроками физкультуры. На практике здесь не учат быть сильнее и выносливее, а только калечат и унижают. Конечно, если тебе не повезло родиться от природы спортивным. Для большинства сдача нормативов превращается в пытку, особенно подтягивание и прыжки через козла. Этот гимнастический снаряд вызывает ужасные воспоминание у целого поколения школьников. А смешки в адрес полноватых ребят, которые всегда прибегают к финишу последними? После одной такой дистанции возненавидишь спорт и будешь просить родителей достать освобождение от физкультуры на весь год.

Дело в том, что когда ребенок все время проводит за компьютером, его мышцы атрофируются и любая серьезная физическая нагрузка (например, бег на выносливость) приводит к незавидным результатам. Ведь, по сути, физкультура в школе не развивает ребенка физически. К сдаче нормативов и тестированию школьника не готовят — он просто должен уметь прыгать в длину или бегать стометровку. А с чего бы?

К тому же, глядя на наши спортивные залы и раздевалки без душа, плакать хочется.

Что же делать? Школьникам необходима общая физическая подготовка, подвижные игры, помогающие укреплять организм, вырабатывать правильную осанку. Полезно плавание, но, к сожалению, бассейны есть далеко не во всех учебных заведениях. Нужен индивидуальный подход, а не глупые нормативы. Для кого-то отжаться от пола 5 раз — уже достижение. Главное, сделать это правильно.

Большие сомнения вызывает теория на уроках физкультуры. Вместо докладов, посвященных передаче в баскетболе, лучше рассказывать о правильном питании и ЗОЖ.

«Все зависит от учителя. Отношение к физкультуре как к необязательному предмету прививают родители, которым просто не повезло с педагогом. Да, ко мне приходят ребята с разной подготовкой, стараюсь заинтересовать каждого. Не нравится волейбол и баскетбол? Можно предложить сыграть в гандбол или бадминтон. А лапта, по-моему, нравится всем. Выбор всегда есть.

Задача учителя — привить любовь к спорту, бегу. Всегда радуюсь, когда вижу бывших учеников на стадионе или во время утренней пробежки. Неважно, за какое время ты пробежал стометровку, гораздо важнее, что тебе ее захотелось пробежать.

Урок физкультуры — единственный, где можно привить основы здорового образа жизни, рассказать о правильном питании. Хороший педагог обязан подобрать каждому ребенку  комплекс упражнений, которые помогут ему стать сильнее и красивее. Все будет получаться не сразу, но нормативы, которые существуют, доступны всем. А еще спорт воспитывает силу воли и упорство. Радость от преодоления  дистанции возможно будет посильнее, чем решенная контрольная работа по математике».

Трата времени: 4 самых бесполезных предмета в школе

Getty Images/iStockphoto

Технология (труд)

Название новое, суть старая. Уроки кройки и шитья (для девочек), выпиливание из дерева (для мальчиков) — явно пережиток прошлого. Еще большее негодование вызывает кулинарная стряпня в стенах родной школы с допотопной электрической плитой. Сегодня каждому доступны мастер-классы от лучших шеф-поваров и кондитеров, которые лучше учителя по технологии расскажут о кулинарных экспериментах.

Практически в каждой семье есть мультиварки, блендеры, современные духовки и плиты, поэтому навыки приготовления блюд на советской технике точно никогда не пригодятся. Шитье фартуков и ночных сорочек, вышивание или вязание могут быть внеклассными увлечениями. Гораздо важнее научиться грамотно подбирать одежду.

Уроки стиля могут запросто заменить уроки по домоводству. Девочки с радостью станут посещать такие занятия, где научат правильно ухаживать за собой, следить за волосами и делать маникюр. Да и о продуктах много интересного можно рассказать — с точки зрения сочетаемости и правильного питания.

А мальчики? Их учат строгать, забивать гвозди и пилить. Но этому и папа научить может. Умение забивать гвозди — это хорошо, но мебель самостоятельно в будущем будут создавать единицы. А вот советы по установке сантехники или монтажу электропроводки еще как пригодятся.

Также с 16 лет можно уже преподавать азы вождения на автомобиле, да и знания о том, где расположены тормозные колодки, никогда не будут лишними. Если начать изучать правила дорожного движения в школе, то потом гораздо легче справиться с теоретической частью экзамена по вождению.

«Мир меняется стремительно, но, к сожалению,  учебники по технологии особо никто не редактировал с 70-х годов. Хорошо, если  попадется креативный директор, который разрешит педагогу внести коррективы в учебный план. Конечно, уроки стиля — это не для школы, а вот элементарный курс по дизайну, работа с 3D-принтером — вот что должно прийти на смену приготовлению борщей и шитью фартуков. Согласитесь, что умение держать нитку с иголкой в жизни пригодится, не лишним будет сделать заплатку на джинсах, а вот строчить на ручной машинке — смешно и глупо. Раз не выделяют деньги на современное оснащение кабинетов технологии, то нет смысла заставлять детей готовить и шить. Этому их научат родители. Что касается курсов по вождение автомобилей, то они существуют в некоторых школах. Также уверена, если мужчина сумеет смастерить табуретку, то уж раковину в ванной комнате точно поставит».

Трата времени: 4 самых бесполезных предмета в школе

Getty Images

Музыка

Заставлять детей петь хором, да еще и тянуть высокие ноты — преступление. Особенно тех, кто фальшивит. Есть ученики с хорошим музыкальным слухом, которые потом всю жизни зажигают в караоке, но есть и те, кому пение не доставляет никакого удовольствия. Зачем всех заставлять исполнять «Учат в школе» или «Крылатые качели»? Да еще и оценки за это ставить.

На уроках музыки достаточно просто слушать прекрасные и вечные произведения, изучать теорию музыки, интересные факты из жизни великих музыкантов и композиторов.

Классика расслабляет, спасает от раздражительности, воспитывает вкус. Например, нейробиолог Джон Хьюджес из США заявил, что мелодии Моцарта помогают при нервных срывах. Также в жизни пригодится умение разбираться в искусстве и отличать Шопена от Баха. Кстати, в современной музыке тоже неплохо бы учить разбираться. А то создается впечатление, будто после Баха композиторы уже и не рождались.

«Зря вы так про пение. Оно, между прочим, развивает легкие, улучшает циркуляцию кислорода в организме, лечит горло от хронической ангины, развивает координацию между слухом и голосом. У всех детей есть потребность в пении (есть такое выражение, что душа поет, она поет даже у тех, у кого нет ни слуха, ни голоса). Музыкальное воспитание необходимо для художественно-эстетического развития личности. Если вы хотите вырастить гармоничного духовного и счастливого человека, то без Бетховена и Моцарта никуда. Кстати, увлечь классикой можно всех ребят. Без искусства никуда! Наоборот, нужно преподавать музыку и в старших классах».

Опрос

Какой предмет вы считаете лишним?

  • Физкультура
    %
  • ОБЖ
    %
  • Технология/Труды
    %
  • Музыка
    %
  • Физика
    %
  • Химия
    %
  • Второй иностранный язык
    %
  • История/География
    %
  • Черчение/Рисование
    %
  • Биология
    %