«Я всегда точно знаю, когда у нас во дворе вывозят мусор, — рассказывает Ольга, мама четырехлетнего Миши, маленького эксперта во всем, что касается крупногабаритных машин. — „Она здесь, она здесь“, — радостно встречает мой сын мусороуборочную машину и замирает у окна, пока она не уедет. Мне кажется, он радуется ее появлению чуть ли не больше, чем нам с мужем, когда мы возвращаемся с работы. Надо ли говорить, что все игрушки — это сплошные грузовики и экскаваторы. И вечером на ночь мы непременно читаем или придумываем на ходу историю, одним из персонажей которой оказывается большая движущаяся машина».
Исследования психологов позволяют говорить, что маленький Миша в своей одержимости отнюдь не одинок — у 70% детей дошкольного возраста развивается фиксация на тех или иных играх, сказочных персонажах или объектах материального мира. И многие родители, которых упрашивают купить очередную игру с динозавром или посуду для Барби, задаются вопросом: так ли безобидна это детская страсть и насколько она полезна для развития малыша?
На крючке
Вы удивляетесь, откуда у вашего малыша появилось это наваждение? «Порой для этого стоит просто подойти к зеркалу», — иронично комментируют это психологи, подтверждая исследованиями то, что в этой шутке — большая доля правды. Если это была игрушка или видеоигра, которая явилась триггером детского интереса, то, скорее всего, именно мы в свое время и познакомили ребенка с ней. Недавнее исследование, проведенное американскими психологами в Университете штата Индиана, показало, что 69% дошкольников охотно разделяют увлечения своих мам и пап. Елена, мама четырехлетнего Сережи, говорит, что его страсть ко всем техническим гаджетам пришла от отца, знатока всех передовых достижений.
«Малыш всегда оказывается первым помощником, когда папа приносит и устанавливает новое устройство, — признается она. — Сережа с удовольствием готов отправиться с папой по магазинам с техникой, а муж любит завернуть с ним в детский отдел, в секцию игрушек с дистанционным управлением».
Вместе с тем бывает, что такой всепоглощающий интерес появляется и сам по себе. «Это может быть особенность темперамента вашего ребенка, — утверждает детский психолог Ольга Скорохина. — Ведь как взрослых затрагивают лишь определенная музыка или книги, которые находят особую дорогу к нашему „я“, так и детей привлекает нечто, особенно близкое их природе». Очевидно лишь, что у большинства дошкольников особенность интересов определяется их полом: мальчиков больше интересует мир техники и супергероев, девочек — сказочные феи и принцессы, куклы-малыши и животные.
«Эта разница начинает обозначаться уже в возрасте восемнадцати месяцев, что, конечно, поддерживается родителями, которые выбирают и дарят те игрушки, которые, по их представлению, больше подходят сыну или дочке, — утверждает Лиза Сербин, профессор психологии из Университета Конкордия (Канада). — Очевидно, что это одновременно вопрос и врожденного гендерного интереса, и наших родительских поощрений».