Вопрос психологу: «Если ребенок к году ничего не говорит, это серьезно?»

Вопрос психологу: «Если ребенок к году ничего не говорит, это серьезно?»

31.10.2019 Inna
ребёнок не говорит в 1 год

Getty Images/Brand X

Моему сыну 1 год и 1 месяц. Во всех психологических статьях и книгах по развитию детей сказано, что к этому возрасту ребенок должен говорить как минимум 8 слов. Так ли это? И если наш мальчик пока произносит только отдельные звуки, стоит ли нам по этому поводу тревожиться?

Надежда, г. Ижевск

К 1 году уровень психоэмоционального развития ребенка можно оценить по речевым навыкам или… по их отсутствию. Если малыш ничего не говорит, мы, психологи, утверждаем, что это всегда — признак неблагополучия. А педиатры и неврологи придерживаются другого мнения. Они бьют тревогу только после 3 лет, когда ребенок уже испытывает серьезные проблемы с коммуникацией. Ведь пока малыш не говорит совсем или говорит, но плохо, окружающие редко понимают его правильно. Он из-за этого злится, становится капризным, а часто еще и агрессивным. Со сверстниками ему сблизиться тоже сложнее и на игровой площадке, и позже в детском саду. Так что к школе коммуникативный опыт такого ребенка оказывается гораздо беднее, чем у его одногодок. Помимо этого, отставание в речевом развитии может впоследствии вылиться в дислексию или дисграфию, которые ухудшают успеваемость.

Причины для возникновения задержки могут быть самыми разными, и конфликтами между супругами или депрессией у мамы их круг не ограничивается. Сегодня у детей все чаще встречаются проблемы с сенсорной интеграцией, под которой современные психологи подразумевают связанную работу органов чувств, вестибулярной системы, суставов, мышц и кожных рецепторов. К нарушениям на этом уровне, в частности, приводит малоподвижный образ жизни. Кесарево сечение и гормональная стимуляция во время родов тоже нередко вызывают нарушения на уровне центральной нервной системы, отчего может снизиться суставно-мышечная чувствительность в области рта. А это, в свою очередь, уже влияет на развитие органов речи. Правда, проблемы возникают под влиянием нескольких неблагоприятных факторов, а не какого-то одного, но если задержка налицо, стоит проконсультироваться со специалистом. Профилактика задержек речевого развития в дошкольном возрасте одна — давать ребенку возможность как можно больше двигаться, но не в одиночку, а в тесном эмоциональном и тактильном взаимодействии со взрослым.