Вопрос психологу: можно ли ходить при детях без одежды

Вопрос психологу: можно ли ходить при детях без одежды

31.10.2019 Marina
воспитание детей раннего возраста

Britt Erlanson/Getty Images/Cultura RF

Моему сыну 4 года. Так получилось, что у нас нет замка на двери ванной, и он спокойно может зайти, когда я моюсь, что-нибудь спросить. Уже неловко как-то. Как вы считаете, до какого своего возраста сын может видеть мать обнаженной, без вреда для его психики?

Мария, по электронной почте

Ответ на вопрос, который вас интересует, можно дать с разных позиций: теоретической и практической. Начнем с теории.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать зрелой, детская сексуальность проходит несколько стадий догенитального развития от рождения ребенка и до его выхода из пубертата, возраста полового созревания. Успех прохождения каждого этапа зависит от многих факторов, в том числе от поведения родителей по отношению к ребенку на каждой из выделенных стадий.

Так, в период с 3 до 6 лет ребенок входит в фаллическую фазу своего развития, где он активно интересуется собственными половыми органами, замечает разницу между мальчиками и девочками и в связи с новыми для себя открытиями получает новые переживания относительно себя и своей роли. Мальчики, например, в этот период переживают эдипов комплекс. Бессознательно они испытывают влечение к матери и также неосознанно стремятся занять место отца рядом с ней. Отцовская фигура может временно восприниматься как мешающая и наказывающая.

Для гармоничного психосексуального формирования конечная задача мальчика на этом этапе заключается в принятии недоступности матери как сексуального объекта. Данный процесс включает в себя горевание по поводу невозможности вечного слияния с ней и идентификацию с отцом, по образу и подобию которого он однажды построит свою собственную семью. Родительская позиция на этой стадии не должна быть ни чрезмерно отвергающей, ни излишне стимулирующей.

Любой контакт ребенка в этом возрасте с обнаженной мамой окажется для него стимулирующим и подкрепляющим фантазию, от которой ему необходимо отказаться. Другими словами, отсутствие границ может привести к «застреванию» ребенка на фаллической стадии развития с большой вероятностью формирования невротических симптомов.