Зачем на самом деле надо читать ребенку сказки: объяснение психолога
14.10.2020Один из способов донести до ребенка жизненные мудрости, развлечь его, успокоить, подарить ощущение уверенности и доверия к миру испокон веков один и тот же — сказка. Не все подходят детям, но если она подобрана по возрасту, волшебная, теплая, с говорящими зверями или мудрыми людьми, метафорически отражающая действительность, история, в которой всегда добро побеждает зло и все заканчивается так, как хочется услышать. Сказка учит, как поступать правильно, как вести себя, чтобы достичь нужного результата, что не нужно делать, чтобы не попасть в беду.
Сказки вместо похода к психологу
Сказкотерапия — один из самых доступных и в то же время действенных психологических методов, который прекрасно воздействует на детей и помогает скорректировать поведение, решить проблемы социализации, устранить страхи и комплексы.
Существует заблуждение, что психотерапевтические приемы нужны только взрослым. Однако это не так. Маленький человек тоже подвержен стрессам и страхам, он учится адаптироваться в новом большом мире и неизбежно сталкивается с трудностями. Только в отличие от нас, взрослых, он не может дать себе в этом отчет, тем более — сформулировать свои проблемы. Именно для решения подобных ситуаций и применяется принцип психотерапевтической сказки.
Как это работает
Каждая сказка по-своему назидательна. Но, для того чтобы история стала терапевтической, специалисты пишут текст на определенный сюжет, повторяющий конкретную детскую проблему и выстроенный по всем законам драматургии. Слушая такую авторскую сказку, ребенок погружается в мир выдуманной истории, подсознательно идентифицирует себя с главным героем и проходит вместе с ним испытания, цель которых справиться с проблемой. Ребенок через сказку драматически проживает травмирующую ситуацию — с момента ее возникновения до успешного ее решения. В результате малыш избавляется от своей психологической проблемы.
Например, родители заметили, что малыш берет чужие вещи без спроса, приносит из садика чьи-то игрушки, возвращается с детской площадки с не своими ведерками и совком. В этом случае ребенку нужно прочитать сказку, в которой главный герой тоже присваивал чужие вещи. Сюжет может быть разным, но в финале персонаж приходит к пониманию своей ошибки и исправлению поведения.
Важная особенность метода сказкотерапии — принцип «мягкой силы», ненавязчивого вторжения во внутренний мир ребенка. Помимо терапевтического эффекта, проживание внутри сказочной Вселенной развивает фантазию ребенка, учит его по-другому смотреть на мир.
Сюжеты персональных сказок помогают решить разные задачи: терапевтические сказки учат ответственности, чуткому отношению к своим желаниям и вере в себя, преодолению страхов; образовательные сказки призваны расширять кругозор и фантазию малыша, формируют представления об обязанностях в семье и правилах поведения.
На что обратить внимание
-
Применять метод сказкотерапии можно, когда ребенку исполнилось уже больше трех лет. Раньше этого возраста дети плохо разделяют сказочную условность и реальную жизнь.
-
Для каждого возраста разработаны определенные сказки: малыши в детском саду испытывают стресс от расставания с родителями, а сказка помогает преодолеть эмоциональное напряжение, успокоить ребенка и научить самостоятельности. Дошкольники учатся коммуникации, познают категории добра и зла, избавляются от страхов. В младшем школьном возрасте нужно развивать память, формировать ответственность, целеустремленность. Для подростковых проблем тоже есть специальные сказки, решающие психологические и педагогические задачи этого возраста.
-
Если у ребенка есть специфические особенности развития, перед использованием метода сказкотерапии лучше проконсультироваться со специалистом. Речь идет о детях с отклонениями, требующими коррекции психиатра, поскольку у таких детей психологические механизмы работают иначе, и сказка может вызвать не тот эффект, который ожидается.
-
Для того, чтобы метод эффективно подействовал на ребенка, следует заниматься сказкотерапией регулярно. В среднем занятие длится около часа.